Уже три недели как школьники вышли со своих каникул и вернулись в стены учебных заведений. Однако с началом нового учебного года из разных уголков края посыпались жалобы на нагрузку в школах.
Учебный год у школьников только начался, а нагрузка уже будь здоров — так считают ставропольские родители. Мамы жалуются, что у детей уроки, классные часы, факультативы, а у некоторых еще секции и репетиторы. Жить они не успевают. В попытках ослабить давление на любимое чадо некоторые мамочки даже пытаются отвоевать выходную субботу, сделав в школе пятидневку.
— Подскажите, пожалуйста, везде в школах пятидневка? А почему в ст. Бекешевской нет пятидневки? Хотя пообещала директор школы, что дети будут учиться 5 дней, а теперь говорят, что не одобрено решение о пятидневке. Родители писали просьбу о том, чтобы рассмотрели в отделе образования, но увы. Обидели детей, — сетует ставропольчанка.
В социальных сетях редакции 26.RU мы провели опрос, касающийся нагрузки школьников. В нем приняли участие более 150 родителей. По результатам 43% опрошенных считают, что нынешнее количество занятий велико для детей. Еще 21% согласились, что нагрузка большая, но их дети справляются с ней.
Раз многие родители согласились с тем, что нагрузка на школьников бывает велика, нам стало интересно, как она рассчитана? За этим ответом мы обратились в региональное министерство образования, где нам рассказали, какое максимальное количество уроков допустимо в каждом классе.
Какая нагрузка считается нормой?
В ведомстве объяснили, что нагрузка строится из Федерального учебного плана. В нем описаны максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структура предметных областей, распределение учебного времени, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Согласно плану:
— ученики 1-х классов должны учиться всего 5 дней в неделю. При этом количество учебных недель — 33.
— для обучающихся 2–11-х классов образовательная организация самостоятельно определяет режим работы (пятидневная или шестидневная учебная неделя). Ученики учатся 34 недели.
Учитывая это, в начальной школе часовая нагрузка не должна составлять менее 2954 часов и более 3345 часов. В средней школе за пять лет количество академических часов должно быть не менее 5058 академических часов и более 5848. А за два года в старшей школе ученики должны освоить не менее 2170 часов и не более 2516 часов программы.
Исходя из этих данных получается, что первоклассник должен проводить в школе примерно 21 час в неделю, ученики 2–4-х классов 23 часа, а при шестидневной учебной неделе 26 часов. В 5–7-х классах при пятидневной учебной неделе нагрузка составляет 29, 30 и 32 часа соответственно. У остальных — 33-34 часа. При шестидневной неделе количество часов увеличивается на 3.
Как составляется расписание?
За расписание уроков в школе отвечает педсостав. Но при этом им нужно брать во внимание дневную и недельную умственную работоспособность обучающихся и шкалу трудности учебных предметов, определенную гигиеническими нормативами. Как правило, самыми трудными днями являются вторник или среда.
В течение недели количество уроков должно распределяться в течении равномерно с учетом максимального количества занятий:
для обучающихся 1-х классов — не должен превышать 4 уроков и один раз в неделю — 5 уроков, за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2–4-х классов — не более 5 уроков и один раз в неделю — 6 уроков за счет урока физической культуры;
для обучающихся 5–6-х классов — не более 6 уроков;
для обучающихся 7–11-х классов — не более 7 уроков.
— Рациональное распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и недели — важный фактор профилактики утомления учащихся, оно способствует снижению утомления и повышению их работоспособности. В известной степени расписание занятий определяет эффективность работы образовательной организации, создает условия для оптимальной организации деятельности педагогического и ученического коллективов, — поясняют в минобре.
При этом практически у каждого ребенка, кроме школы, есть дополнительные занятия. Важно следить за состоянием ребенка, чтобы избежать переутомления. Ловите признаки, по которым можно понять, что школьник устал:
утром чувствует сонливость, а вечером не может уснуть;
плохой аппетит;
ребенку сложно сосредоточиться, страдает память и пропадает интерес к учебе;
младшеклассник становится слишком эмоциональным, появляются перепады в настроении;
ребенок страдает от головной боли.
Обнаружив один из этих симптомов, поговорите с ребенком, при необходимости обратитесь к врачу.