Сочи — город мечта, наверняка у многих туристов, которые приезжают на курорт на отдых, рождаются в головах мысли о переезде. Вокруг красота: теплое море, ласковое солнце, зелень круглый год (вернее, ее остатки). Именно так решили переехать в Сочи иркутяне Мария и Сергей Мельниковы. Два года назад приехали на отдых в октябре, в Сибири уже почти мороз, а в Сочи еще лето.
— Мы были в шоке, когда вышли из самолета. Тепло, красиво, солнечно, зелено. У нас в Иркутске октябрь — наверное самый отвратительный месяц. Полная депрессия и беспросветность, впереди тяжелая и очень холодная зима. Сидели мы на пляже, смотрели на море и мечтали остаться. Молодые еще, нам тогда было по 37 лет, легкие на подъем. И решили, что приедем весной, снимем квартиру и останемся, — рассказывает Мария Мельникова. Так и сделали, прислушались к советам, недвижимость в Иркутске продавать не стали. Мария — учитель начальник классов, правда, по профессии почти не работала: помогала мужу, у Сергея ИП, он строил дома под ключ под Иркутском и продавал их. Посчитал, что и в Сочи сможет точно так же работать. А девушка узнала, что в сочинских школах катастрофически не хватает учителей.
За праздничной мишурой ничего
Весной, как и планировали, Мельниковы собрали самое необходимое и рванули в Сочи. Но прежде нашли квартиру для аренды на сайте объявлений. Списались с хозяйкой, она им сделала видеоэкскурсию по квартире — всё понравилось, и школа рядом, дочь осенью должна идти в 1-й класс. Перевели владелице жилья небольшую предоплату и полетели. Только за два дня у сочинки изменилось планы, о чем она «забыла» сообщить квартирантам. После долгого перелета в предвкушении горячего душа и мягкой постели Мельниковы приехали по адресу, но там жили другие люди, которые сняли квартиру на 5 тысяч рублей дороже. Квартирная хозяйка не потрудилась вернуть предоплату, а просто кинула их номера в блок. Разбираться не стали, нужно было где-то ночевать, пришлось снять номер в отеле.
— Только приехали, и сразу такая неприятная ситуация. Нам вообще не везло с арендованными квартирами в Сочи. В одной мы сделали косметический ремонт в счет арендной платы и договорились, что четыре месяца будем платить только за коммуналку. Но уже через месяц нас оттуда выселили просто нагло. Сказали выметаться и дали на это сутки. При этом у нас был договор, на который вообще все плюют, — рассказывает Сергей Мельников. Еще одну квартиру искали через риелторское агентство — решили обратиться к профессионалам. Там за 10 тысяч рублей им предоставили список арендаторов с телефонами и адресами, мол, сами звоните и ходите смотреть. Иркутяне были в шоке, город не знают, автомобиля нет, куда ехать, не понимают, в каком районе лучше выбрать жилье — тоже. Всё лето маялись по гостевым домам, хостелам. Только к осени, когда схлынул туристический поток, нашли более-менее нормальную квартиру в Адлере. Тогда немного выдохнули.
— Мы уже тогда поняли, что за праздничной мишурой Сочи ничего. Жуткая транспортная логистика. Мы в Иркутске жаловались на пробки на Байкальской, квартира у нас в микрорайоне Солнечном. Да это вообще не пробки по сравнению с сочинскими. Квартиру-то мы нашли в Адлере, а я работу — в Сочи, пришлось отказаться, потому что ездить просто невозможно, — говорит Мария. От идеи работать в Сочи по специальности тоже отказалась, пообщалась с коллегами — учителями местных школ, какие у них нагрузки и какие зарплаты. В Иркутске учителя на выплаты не жалуются. Дочь Мельниковых пошла в первый класс, ее нужно было провожать и встречать, все-таки неизвестный город. Поэтому Мария в школу работать не пошла. Устроилась в риелторское агентство, где обещали свободный график, обучение и хорошую зарплату. Но в Сочи верить обещаниям нельзя, утверждает Мария.
Три месяца отработала за копейки
Мария говорит, что три месяца в риелторском агентстве исполняла обязанности офис-менеджера. Это было так называемое обучение. Принимала множество звонков, обрабатывала их, делала всю офисную работу. В месяц ей платили 15 тысяч рублей. Никакого свободного графика у нее по факту не было. Разрывалась между работой и дочерью. Продавать недвижимость ее так и не научили. Сказали, что есть база, бери объекты и реализовывай.
— Я никогда этим не занималась, как я возьму и начну продавать? Мне просто сказали, не нравится — вали. И нашли другую наивную девочку. У мужа с бизнесом тоже ничего не получилось, — говорит Мария. Сергей рассказал, что строительный бизнес как в Иркутске в Сочи вести невозможно. Там он покупал участки и строил на них дома, а потом продавал. Здесь так не получилось, во-первых, земля ужасно дорогая, во-вторых, ее почти нет — многие участки арестованы по иску Генпрокуратуры. А оставшиеся либо на склоне, куда нужно вложить миллионы, чтобы построить дом, либо без воды, электричества и газа.
— Я даже не мог найти бригаду для строительства. Без связей это невозможно, хорошие бригады таджиков и узбеков на вес золота, другие работать не хотят. Помыкался и сам подвязался в бригаду строителей, нужно было квартиру снимать и семью содержать. Правда, с оплатой работы были большие проблемы. Местные платить вообще не хотят, — говорит Сергей.
Это большая деревня
Мы только в Сочи поняли, насколько развит Иркутск, говорят Мельниковы. Поликлиники — пожалуйста, большие торгово-развлекательные центры тоже, транспортная логистика отличная. И культурная жизнь разнообразная — крупные театры, музеи, фестивали, выставки, не то что в Сочи. Единственный Зимний — без своей труппы, опять же из Адлера туда не наездишься, особенно вечером. А уж про сочинскую медицину столько уже было сказано. Мария жалуется, что в Сочи не могла попасть к маммологу и неврологу. В государственных поликлиниках их просто нет. Приходилось ходить к платным, при этом квалификация специалистов у нее вызывала сомнения. А медосмотр перед школой дочери вообще превратился в ад. А местные жители стараются ездить на лечение в Краснодар, это долго и затратно.
— Отдыхать здесь, может быть, и хорошо, но не жить. В школе жуткие поборы, постоянно сдавали какие-то деньги на всё. Учителей не хватает, нагрузка у них огромная. Молодежь вообще идти работать не хочет. Море приелось, туристы бесили. Новый год без снега вообще не праздник. С нашими зарплатами жить в Сочи очень дорого, поэтому красот особо не видели, работали на дядю, которому раз в месяц переводили 45 тысяч рублей за квартиру. В один прекрасный день собрали манатки и отчалили из этой большой деревни, — говорит Сергей. Он вернулся к своему занятию — строит дома, Мария ему помогает, оказалось, что в Иркутской области столько красивых мест, но главное — город удобный для жизни. А в Сочи теперь даже в отпуск не поедут, насмотрелись. Лучше в Таиланд.