Власти Ставрополя предложили расширить улицу Тухачевского, чтобы уменьшить пробки. В телеграм-канале мэра Ивана Ульянченко объявили голосование и предложили жителям города решить, стоит ли это делать. Но общественники выяснили, что вопрос был решен еще три месяца назад, а саму инициативу раскритиковали.
Промышленный район — самый густонаселенный и застроенный в Ставрополе. Отсюда рекордные для города пробки, пик которых приходится на улицы Шпаковскую и Тухачевского. Последняя ведет к микрорайону высотных новостроек Перспективный.
Мэр Ставрополя 28 марта в своем телеграм-канале предложил построить дополнительный ряд на Тухачевского. Ульянченко привел конкретные цифры. По его словам, сейчас по правой полосе по направлению к улице Доваторцев может проезжать максимум 520 автомобилей в час. Если расширить улицу, считает глава города, перекресток сможет пропускать на 30% больше автомобилей. В администрации уточнили, что такие выводы сделали на основе исследования комитета городского хозяйства и ГИБДД.
С другой стороны, признает Ульянченко, для расширения дороги придется пожертвовать 25 деревьями.
— Восстановить зеленый фонд планируем осенью — в самый благоприятный период для высадки деревьев. Однако принимать такое решение без участия горожан я не готов. Запускаем голосование, итоги которого подведем в понедельник, — написал мэр.
Голоса крутятся, картина мутится
Дальше в канале появился опрос, который комментаторы тут же назвали манипулятивным. В варианте «за» говорится, что улицу давно пора расширить, а противникам предлагают расписаться в том, что «пробки не проблема».
На момент публикации в опросе 34 тысячи голосов, и 63% за расширение. Но еще утром 1 апреля картина была обратная. Иван Ульянченко заявил, что противники инициативы «накрутили» голоса.
— Сегодня ночью с 00:50 до 01:10 очень активное участие в голосовании приняли больше 8000 человек. Очевидно, что кто-то решил поступить нечестно и накрутил голоса. Всё это время статистика показывала, что большая часть горожан, 75% проголосовавших, отдавала предпочтение расширению дороги. Опрос должен быть честным, поэтому прошу вас активно включаться, голосовать и высказывать свое мнение! — написал мэр и опубликовал скриншоты статистики.
На графике видны два примерно одинаковых взлета активности — один в ночь на 1 апреля, второй уже утром. Под самим опросом более 300 комментариев.
— Надо расширять! Пилите деревья, убирайте часть газона. Только быстрее сделайте это. Очень просим вас! В прошлом году еще ждали. Все автомобилисты скажут спасибо. Ждем расширенную дорогу! — пишет пользователь Илья.
— Не вижу смысла. Пострадают деревья. Зачем? Чтобы машины с Тухачевского все встали в огромную пробку на Доваторцев, которая и так утром вся еле движется. Называется убрать одну пробку и переместить в другую. Только еще спилить деревья. А можно просто благоустроить промежуток тротуара между 50 лет и Доваторцев. Там пешеходы ходят по велодорожке, — возражает комментатор Юлия.
«Расширение без выделенных полос бессмысленно»
Корреспондент 26.RU попросил ставропольских общественников рассказать, что они думают об инициативе мэрии. Урбанист Андрей Черняков выступил против расширения дороги и предложил альтернативу.
— Решать вопрос о расширении в каждом конкретном случае должны специалисты — транспортные инженеры. Для того, чтобы решать проблему с пробками, необходимо обустройство выделенных полос с реформированием общественного транспорта. На текущий момент расширение улицы Тухачевского и Шпаковской без обустройства выделенных полос бессмысленно — пропускная способность этих самых расширений будет исчерпана очень быстро. Пробка просто сдвинется ближе к Доваторцев, — считает Черняков.
С ним согласен и депутат городской думы Александр Куриленко. Он вспомнил, что в прошлом такие меры были не особо эффективны.
— Это, знаете, такая старая попытка решить проблему. Она уже не актуальна. Решать проблему пробок нужно другими способами. Создавать выделенные полосы, сделать работу общественного транспорта таким образом, чтобы он ходил строго по графику. Приведу пример стелы, которую в свое время убрали с перекрестка Доваторцев / Шпаковской. Ну, на год–полтора пробок стало меньше. И всё потом вернулось на круги своя. У нас в России много примеров, когда создают шестиполоски, потом три года проходит, и даже шести полос уже становится мало. Что дальше тогда? Дома будем сносить? — заявил депутат.
Организовать выделенные полосы в Ставрополе и горожане, и общественники просят уже давно. Этот вопрос задали и в комментариях к голосованию в телеграм-канале мэра. Вот что ответила администрация:
— В связи с высокой плотностью застройки выделение полос для общественного транспорта на многих улицах не представляется возможным. Также данные меры снизят пропускную способность и без того перегруженной сети автомобильных дорог города Ставрополя.
Всё уже решили?
В день, когда должны были подвести итоги голосования, общественники выяснили — вопрос с расширением Тухачевского, оказывается, давно решен. Как заметил Андрей Черняков, 8 декабря 2023 года власти города заключили муниципальный контракт на ремонт 4 участков дорог в Ставрополе в 2024 году.
На портале госзакупок к контракту приложены локальные сметные расчеты. В смете ремонта улицы Тухачевского указано «устройство переходной скоростной полосы» на участке от перекрестка с улицей Доваторцев.
Редакция 26.RU спросила у пресс-службы администрации Ставрополя, связано ли указанное в контракте строительство с тем, которое было вынесено на голосование в конце марта. В ведомстве не смогли дать оперативный комментарий, и журналисты направили в мэрию официальный запрос.