По статистике в Ставрополе проживает уже более 500 тысяч человек. Редакция 26.RU решила узнать, доступен ли город в одинаковой мере для всех его жителей? На этот вопрос нам постаралась ответить председатель регионального отделения общества инвалидов «Опора» Анастасия Заярная.
По словам эксперта, на сегодняшний день парковые зоны, тротуары и город в целом для маломобильных граждан доступны. Практически все недочеты исправлены. Тротуарные системы, где сейчас идет ремонт, выполняются с учетом современных норм. Кое-где остались и старый асфальт, и старые бордюры, но работа ведется.
— Мы в тандеме с администрацией уже несколько лет работаем. Они нас слышат и прислушиваются к рекомендациям. Мы сообщаем им о точках, где нужны переделки, средства на это закладываются в бюджет и на следующий год проходит реконструкция, — отметила Заярная.
Благодаря этому, например, преобразилась улица Ленина (Пазарджик). Ранее на месте был каскад старых ступеней, а теперь идеальный пандус. Изменения коснулись и Верхнего рынка (ул. Лермонтова/Пушкина) и Бизнес-центра на улице Ленина.
Достичь таких результатов помог проект «Точки недоступности». С 2020 года Анастасия вместе с другими участниками проекта оценивала каждый район города с точки зрения возможности добраться инвалиду или мамочке с коляской из точки «А» до точки «Б» пешим ходом. За несколько лет этой работы удалось собрать список из 300 проблемных точек, на 250 из которых недочеты уже исправлены администрацией города.
— Проект живет. Он работает теперь не только в Ставрополе, но и в Кисловодске, Михайловске, Новопавловске. В этом году планируем пройтись по Ессентукам, — говорит Анастасия Заярная. — Важно, когда в городе живет активная общественность. Как, например, мы. Мы же живем в Ставрополе, и мы хотим сделать его удобным для себя. Однако в других городах нашего региона, где видимо меньше инвалидов, я столкнулась с тем, что город адаптировать не хотят. Мы встретились с администрацией в Кисловодске и Новопавловске. Также, как и везде, прошлись по четырем маршрутам, выявили проблемы, но менять там никто ничего не собирается. Только Михайловск в этом году пообещал ввести наши рекомендации в план по реконструкции.
Для того, чтобы наладить инфраструктуру необходима активная работа, как народа, так и администрации и урбанистов. Только благодаря такому консенсусу, по мнению Анастасии, можно добиться изменений.
— В крае очень много инвалидов. Сейчас их более 223 тысяч человек. И как бы это не было печально, становится только больше. Доступная среда необходима, ведь каждый должен пользоваться теми же благами, что и остальные.
Несмотря на проведенную работу, в Ставрополе всё же есть места, куда еще трудно добраться маломобильному человеку. Речь идет о коммерческих предприятиях.
— Государственные предприятия по большей части предусматривают и пандусы, и лифты для колясок, — отметила председатель общества инвалидов «Опора». — А вот с частными — всё сложнее.
Добиться установки пандуса в магазин, кафе или любое другое коммерческое предприятия можно заявлением с просьбой установки. Его необходимо направить учредителю на юридический адрес компании. Обязанность установки пандуса в любом случае ложится на организацию.
Если пандуса и иного устройства нет в муниципальном учреждении, то заявление об установке необходимо подать в администрацию.
К слову, сейчас наименее доступным районом для инвалидов и мамочек с колясками, по мнению эксперта, можно считать северо-запад. А самый комфортный для маломобильных граждан — юго-запад.
— Юго-запад — самый доступный, потому что застраивался последним. Там еще и плато ровное в сравнении с центром города, где сплошные подъемы и спуски. За счет того, что новые строения вводят в эксплуатацию уже с пандусами, там и многие частные предприятия доступны для маломобильных, — объяснила Анастасия.
Тем не менее, сейчас самыми частыми ошибками при строительстве инфраструктурной сети являются бордюры и пандусы под непонятным углом. По правилам, высота бордюра над асфальтом по ГОСТу зависит от места, где было установлено дорожное ограждение. Например, для бортовых камней на проезжей части — норматив до 15 сантиметров в высоту, а по краям пешеходных переходов — до пяти сантиметров. Для газонов и садовых дорожек требуется занижение — в этом случае допустима высота от двух сантиметров.
Что касается пандуса, то нормативный угол наклона пандуса для колясок должен быть не более 1:20 (5% или 2,86 градуса) и длина одного марша пандуса не более восьми метров. Например, сейчас «пандус-убийцу» можно найти на улице Серова, внизу, где расположена Инфекционная больница. Такой же можно увидеть и по улице Октябрьской Революции — Карла Маркса.
— Между тем инвалидам-колясочникам преодолеть бордюр выше четырех сантиметров самостоятельно очень сложно. Мужчина в коляске может перемахнет шесть сантиметров, за счет сильного плечевого пояса, но девушка сделать это не сможет, — подытожила Заярная.
Также эксперт подметила, что улучшается ситуация и с общественным транспортом для маломобильных людей. Продолжается закупка новых машин, где предусмотрена возможность посадки маломобильного человека, а также отрабатывается обеспечение самой услуги.
— Только у нас, к сожалению, еще эта услуга в общественном транспорте не отработана. Водители не знают, как помочь инвалиду-колясочнику, потому что иногда даже их не видят, а инвалиды не пользуются транспортом, потому что боятся, — заявила эксперт.