
Мужчина вернулся домой из-за травмы
Виталий Коновалов — ветеран СВО из села Александровского — попал на передовую по мобилизации, уже имея опыт боевых действий на севере Кавказа и отслужив срочную в спецназе. Сегодня он работает директором патриотического военно-спортивного клуба «Ратник» и ведет уроки мужества в школе, а еще у Виталия есть диплом педагога начальных классов с казачьим уклоном. Ветеран рассказал, почему выбрал такую профессию и чем заняты его мысли после фронта.
— Сколько отслужили на СВО и кем?
— Полгода, был заместителем командира взвода. Затем меня комиссовали из-за травмы. Я уходил на СВО с металлоконструкцией в позвоночнике. Случился прилет, меня отбросило, и я ударился тем же местом. Начала нога болеть и отниматься, колено выскакивало. После двух недель на обезболивающих эвакуировали в госпиталь, сделали блокаду, но она не помогла. Отправили в другой госпиталь — в Севастополь, сделали МРТ и увидели вакуум. Помимо этого, обнаружили контузию головы и спины.
— И вы вернулись домой?
— Да, теперь погружен в патриотическую работу. Сейчас еще являюсь руководителем ставропольской Ассоциации ветеранов СВО.
— А «Ратник» — это ваш клуб?
— Да, я образовал его еще в 2020 году. Началось всё с объединения в школе, позже задумался об отдельном клубе, чтобы занимались дети со всего района. Когда началась мобилизация, я не смог остаться в стороне, продвигая патриотизм. Изначально был инструктором у мобилизованных, а потом вместе с ними пошел на СВО. Но здоровье меня подвело.
— Чем вы занимаетесь в «Ратнике»?
— У нас много направлений, в том числе патриотическое воспитание, огневая, строевая, горно-туристическая, воздушно-десантная подготовка, штурмовой альпинизм. Дети с 14 лет прыгают с парашютом, ходят в лес, строят переправы, спускаются со скал, учатся правильно ставить палатки, ездят на соревнования.

Виталий проводит и школьные уроки мужества
— Почему сделали выбор в пользу такой работы? В чем ее важность, на ваш взгляд?
— Сейчас необходимо работать молодежью, воспитывать в правильном русле. Было время, когда мы потеряли это патриотическое воспитание. В Советском Союзе в школах говорили о пользе для Родины, о любви к ней. И молодежь стала расти в основном на западных ориентирах. Пошли западные фильмы, герои. Нужно переориентировать детей на наших героев, ценности и традиции. При этом патриотизм важен и в гражданской жизни: когда ребенок хочет получить, например, профессию врача или учителя, он выбирает правильную и честную работу, становится полезным обществу. Также я являюсь заместителем президента Федерации армейского рукопашного боя. Спорт тоже прививает детям патриотизм, укрепляет командный дух.
— А вы не хотите снова пойти педагогом в школу, по специальности работать, с начальными классами?
— Скорее нет, потому что педагог в школе занимается с детьми только из этой школы, а я охватываю молодежь всего округа, и это ребята постарше. Меня приглашают провести беседы начальным классам, но не получится дать им всё то же самое, что есть в клубе. Мы не сможем пойти в поход, учиться выживать в лесу, оказывать медицинскую помощь, ориентироваться на местности по компасу.
— Как вы думаете, что самое трудное после возвращения к мирной жизни и, наоборот, что самое радостное?
— Радостное — что тебя ждут, ценят твое дело. А самое тяжелое — это, наверное, привыкнуть к спокойной жизни, к тишине, к тому, что вокруг нет врагов. Но если рядом есть близкие, друзья, которые через это проходили и помогают тебе, становится легче. Поэтому и создали Ассоциацию ветеранов СВО, в которой я состою. Мы помогаем ребятам реабилитироваться, привлекаем их к общественной деятельности.
— Многим удается помочь?
— Да. Когда бойцы приходят и начинают говорить, я их понимаю. Вытягиваю вести уроки мужества у детей. Есть, например, парень с ранением, живет один, разочаровался во всем, но я его начал потихоньку вовлекать в работу, и сейчас он уже в порядке, даже хозяйство небольшое завел. Стараемся помогать всем, кому нужно.
— Как вам вообще на всё хватает времени?
— На самом деле, это тяжело. Дома я практически не живу, хотя есть семья, дети. Я считаю, что занимаюсь правильным делом, и это дает мне силы двигаться дальше. Я знаю, что помог ребятам, получилось детей вытянуть с улицы, отвлечь их от курения и плохой компании. Поэтому чувствую, что все мои решения были правильными.