Российский рынок труда оказался в парадоксальной ситуации: в то время, как вузы изо всех сил готовят юристов, экономистов, психологов и представителей других фундаментальных специальностей, на работе ждут айтишников и менеджеров по продажам. Айтишникам повезло больше — работодатели охотятся за ними чуть ли не со школьного выпускного, а вот с менеджерами дела обстоят не так хорошо: в вузах их ремеслу не учат, да и идти в такую профессию по собственной воле никто не желает.
Переписывая учебные программы, приглашая на лекции практиков, государственные вузы пытаются подстроиться под реалии бизнеса. Но рынок труда остается лернейской гидрой, у которой на месте отрубленной головы вырастают несколько новых: только вы научились отличать директ от декрета и признали SMM-менеджмент профессией, как она распалась на пять новых.
Свободная каста
Вечный вопрос: на кого пойти учиться, чтобы диплом не стал украшением интерьера, годами собирающим пыль на верхней полке. Начнем сразу со спойлера: в нынешнем технократическом обществе еще долго будут котироваться IT-специалисты: разработчики, программисты, тестировщики, проект-менеджеры. Жесткий дефицит квалифицированных специалистов превратил их подбор в отдельный рынок труда со своей экосистемой. IT-компании начинают подбирать себе сотрудников и обучать их зачастую еще тогда, когда они только сидят на своей первой школьной олимпиаде по математике. «Яндекс» несколько лет за свой счет обучает разработчиков приложений, программистов и дата-сайентистов. В Уральском федеральном университете введение в специальность у первокурсников читают сотрудники федеральных гигантов с местными корнями — Naumen, «СКБ-Контур», JetStyle.
— Со студентами нужно работать со второго курса и до конца, чтобы замотивировать их прийти в компанию, — рассказывает HR & PR директор digital-агентства JetStyle Анна Татьянкина. — Сегодня хороший специалист выбирает между несколькими компаниями, детально погружаясь в то, какие задачи предстоит решать, кто будет его руководителем, какие есть перспективы в плане профессионального и карьерного роста. Спрос на айтишников только растет, вместе с тем растет и уровень предлагаемой заработной платы. При этом с развитием технологий все время появляются новые востребованные специальности.
По данным портала HH.ru, 38% общего объема вакансий занимают вакансии, связанные с программированием и разработкой. Самые высокие зарплаты по-прежнему у java- и python-разработчиков: в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Перми, Самаре и Омске эти специалисты получают от 92 до 138 тысяч рублей в месяц. В Нижнем Новгороде, Челябинске, Уфе и Красноярске зарплата чуть ниже — 57–86 тысяч рублей. Меньше всего зарплата разработчиков Ростова-на-Дону и Волгограда: от 46,8 до 77,7 тысячи рублей.
Еще одна мегавостребованная (по данным HR-компаний) профессия — менеджеры по продажам. И у нее дела откровенно не задались: во-первых, в государственных вузах такой специальности в чистом виде нет, вместо нее фигурирует «торговое дело», по которому стандарты образования были прописаны десять, а то и двадцать лет назад.
Во-вторых, работать менеджером по продажам по-прежнему не престижно — так считают соискатели и их потенциальные партнеры, руководители фирм, наученные горьким опытом нулевых, когда менеджерами представлялись мошенники.
— Рынок труда в нулевых годах испортили менеджеры-«кидалы», которые на бумаге продавали металлопрокат вагонами, а на деле у них не было ничего, кроме подписи на этих бумагах, — объясняет бизнес-тренер по маркетингу и продажам Евгений Продажный. — Репутацию менеджерам до сих пор пытаются вернуть маркетологи, но пока это получается слабо.
Но есть и хорошие новости: менеджером, в отличие от IT, можно устроиться с любым дипломом: если вы умеете продавать, на работу вас возьмут даже с корочками сварщика или учителя биологии. Хорошие специалисты получают зарплату выше рыночной — это не секрет, но отыскать их в кадровом хаосе порой не под силу даже опытным хантерам.
— Это самая популярная позиция, но где брать хороших менеджеров — непонятно, — рассказывает директор HR&Finance Group, хантер с 15-летним стажем Елена Журавлева. — Огромная образовательная машина не сможет быстро перестроиться: стандарты под эту профессию нужно постоянно переписывать, а вузам с их фундаментальным строем и привычкой проводить согласования на разных уровнях — от внутреннего до министерского — делать это тяжело. Нужен прорыв в образовании, но его нет. И неизвестно, когда будет.
Продавать будущие менеджеры учатся или в частных вузах, или на специальных курсах: стоимость тренингов стартует от 15 тысяч рублей.
И есть еще один нюанс: хлеб менеджеров по продажам стали забирать вездесущие айтишники, которые предложили миру автоматизированных помощников. Любая продающая фирма может записать через программу скрипты продаж, программа подключается к сайту, и далее с клиентом общается робот — всё как на «Али Экспресс», где автоматизированные помощники обрабатывают 98% обращений. Но экстренная автоматизация — история пока не про Россию, уверен маркетолог Продажный: ближайшие десять лет менеджеры по продажам по-прежнему будут в цене.
— В России мы по-прежнему покупаем не товар или услугу, а человека: заказчик будет общаться с роботом, но периодически будет обращаться к менеджерам или руководителям — чтобы поболтать или даже успокоиться, — говорит эксперт.
Дело — труба
От популярных и не пыльных отраслей не отстает и российское производство: заводы сегодня делают всё, чтобы вытащить на новый уровень престиж рабочей профессии. Это видно по инженерным конкурсам (самый раскрученный из них — WorldSkills), где соревнуются ученики колледжей, техникумов и студенты вузов, а также по «Иннопрому» и прочим выставкам, где инновационные станки выставлены в ряд, и любой желающий, в том числе будущий техник или инженер, может узнать, как всё работает.
Заводы предлагают человеческий график и соцпакет с тринадцатой зарплатой, медицинским обслуживанием и прочими плюшками. А если будущий сотрудник недостаточно опытен — обучение. Например, трубный гигант ЧТПЗ фактически построил свою систему инженерного и металлургического образования сразу в трёх городах — Челябинске, Первоуральске и Альметьевске. В специальных образовательных центрах, укомплектованных станками, 3D-принтерами и тренажерами, упражняются ученики техникумов и вузов. После таких тренировок они становятся готовыми сотрудниками цехов.
Выпускников и молодых специалистов отправляют в программу «Стажеры». Большинство участников, по словам представителей завода, остаются работать у них.
— С помощью «Стажеров» мы привлекаем талантливую молодежь, способную принимать инновационные технические решения. Ее участниками становятся студенты старших курсов и выпускники ведущих вузов России, прошедшие серьёзный отбор, — говорит Александр Лужбин, директор по персоналу трубно-магистрального дивизиона Группы ЧТПЗ. — В проекте приняли участие 200 человек, большинство из них, хорошо зарекомендовав себя и раскрыв свой потенциал, остаются работать в компании на позициях инженеров и менеджеров и реализуют прорывные проекты в металлургической отрасли.
Но присматриваться к рабочим профессиям будущие студенты вузов не спешат — об этом говорят данные летнего опроса Министерства просвещения РФ, которое проводилось среди абитуриентов. На первом месте — науки общества: это будущие юристы, социологи, психологи и журналисты.
Мечты абитуриентов разбивает сухая статистика порталов по поиску работы: сегодня проще устроиться таксистом, чем юристом.
— В сфере «Транспорт и автобизнес» количество вакансий за последние годы выросло минимум в два раза. Это связано с появлением мобильных приложений по вызову такси. Любой, у кого есть автомобиль, может зарегистрироваться водителем и работать в удобное время, — объясняет руководитель отдела брендинга и PR портала Зарплата.ру Иван Чирков. — Рынок выходит из финансового кризиса 2014–2015 годов. Возвращаются в прежний темп сферы строительства, логистики, начинают работать новые предприятия, открываются точки общепита.
Если вы не разработчик и не менеджер по продажам, то на первом же после вуза собеседовании столкнетесь с проблемой отсутствия опыта. Даже если повезет устроиться на хорошее место, имея на руках только диплом, зарплата, скорее всего, будет серьезно уступать той, которую вчерашний студент видел в светлых мечтах. Разница между доходом новичков и опытных специалистов особенно заметна в маркетинге, рекламе и PR: по данным Зарплаты.ру, кандидату с опытом готовы платить в среднем 44 тысячи рублей, тогда как начинающему — 28 тысяч. Аналогичная картина в медицине и фармацевтике: 38,5 тысячи рублей — официальная зарплата опытного специалиста против 31,5 тысячи рублей «зеленого». В юриспруденции зарплата сотрудника с опытом — 39,9 тысячи рублей, начинающего — 32,5 тысячи.
Слово «опыт» соискатель и работодатель могут понимать по-разному: если первый воспринимает его как несколько лет работы по специальности, то для второго это больше компетенции, которым молодого сотрудника не обучат в вузе.
— Работодателю нужно, чтобы человек умел работать в команде, управлять проектами, но этому вузы не учат. У нас не учат тайм-менеджменту, ведению переговоров и управлению стрессом, именно эти показатели работодатели называют «опытом», — объясняет HR-эксперт Елена Журавлева.
Кибермир, который мы заслужили
Если мириться с низкой зарплатой молодой специалист не хочет, он может вложиться в свое образование еще раз и пройти курсы повышения квалификации или вовсе сменить профессию — в России последние годы открылось много частных школ, которые учат тому, что действительно нужно рынку сейчас и в будущем.
Эксперты уверены, что в ближайшие годы айтишников и менеджеров потеснит digital: на рекламу в интернете компании уже тратят солидные деньги, и их интересы только растут. Однако специалистов, которые будут качественно выполнять заказы, в агентствах нет: вузы не учат SMM и веб-дизайнеров, поэтому ребята, которые хотят прокачать навыки в этой сфере, либо уезжают за границу, либо тратят деньги на частную школу.
— В digital-сфере профессии начинаются узко специализироваться: еще два года назад было достаточно SMM-менеджера, сегодня его задачи выполняют сразу трое: копирайтер составляет планы и пишет тексты, таргетолог настраивает рекламу в интернете, дизайнер занимается визуалом. Одно питерское агентство сейчас ищет менеджера по сториз в Instagram, и уже понятно, что если эта профессия не станет эффективной через какое-то время, она трансформируется во что-то другое, — объясняет генеральный директор SMM-бюро «Ишь, Миш» Михаил Салашов.
Совершенно другое будущее представляют ученые из Сколково: в 2015 году они опросили 2,5 тысячи российских и зарубежных специалистов и составили «Атлас профессий будущего». Так, по мнению инноваторов, рынок труда изменится до неузнаваемости уже к 2020 году: менеджеров и бухгалтеров сместят дизайнеры эмоций и кибертехники умных сред. Достанется и айтишникам — их профессии, подобно digital-сфере — будут раздроблены на новые отрасли: появятся киберследователи, IT-проповедники, сетевые юристы, которые будут заниматься исключительно защитой человека и его собственности в интернете, а также конструкторы роботов. Выйдут из тени аграрии — тех, кто любит ковыряться на грядках, будут с гордостью называть сити-фермерами.
Поверить в это пока сложно, но некоторые черты профессионального мира будущего уже вырисовываются: режиссеры индивидуальных туров, которых в Сколково нам обещали к 2020 году, уже подстраиваются под элитную касту туристов и придумывают им сценарии путешествий; сельскохозяйственных диетологов в чистом виде нет, однако есть тренд на фермерские продукты.
Лишь бы высшее образование поспевало за этими прогнозами.