Многообещающее слово «трейдер» в полном своем смысле ворвалось в жизнь россиян не так уж давно. О существовании бирж и тех, кто на них как-то умеет зарабатывать деньги, слухи ходили давно и упорно. Но лишь с переходом персональных компьютеров из разряда предмета роскоши в доступную деталь интерьера ряды российских трейдеров стали стремительно расти. Играют на бирже мужчины и женщины, военные пенсионеры и домохозяйки, студенты и сотрудники консерваторий. Как стать трейдером, не прогореть, и что ждет этот вид заработка в России, 26.ru поинтересовался у заместителя генерального директора по инвестиционному анализу Инвестиционной компании «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрея Верникова.
– Итак, насколько просто стать трейдером?
– Трейдером стать несложно. Весь вопрос в том, каким трейдером. Можно ведь за три года полностью «слить» счет – и все. Так происходит с теми, кто не занимается долгосрочным инвестированием, а пытается угадать «движения» на бирже на ближайшие три дня. Мы недавно были в Астрахани и там пытались узнать, какое количество людей все же на биржах выигрывает. Оказалось – 12% от играющих астраханцев в прошлом году выигрывали на растущем рынке. Это те, кто занимался долгосрочным инвестированием. Те, кто в течение дня пытается выяснить минимум-максимум, что-то где-то выгадать – такие игроки, как правило, пополняют не свой счет, а счета брокерских компаний. Начинающим игрокам надо понимать свои преимущества и недостатки. Играть на маленьких промежутках времени – таймфреймах – это всегда риск, там много случайностей, что-то предугадать практически невозможно. Еще раз повторюсь – трейдером стать несложно, но рассчитывать сразу надо не на сиюминутную прибыль, а на среднесрочное и долгосрочное инвестирование. Тех, кто хочет «все и сразу», фондовый рынок быстро разочаровывает.
– Хорошо. Тогда вопрос – с чего начать?
– Многие начинают с книжек. Элдер «Как играть и выигрывать на бирже», Эрик Найман «Малая энциклопедия трейдера». Но я считаю, что стать трейдером невозможно без открытия реального счета в банке или в инвесткомпании. Виртуальный счет никогда не заменит ощущения того, что вы работаете с настоящими деньгами. Реальный счет – это реальная мера ответственности. Это реальные эмоции – от страха до жадности. Работа с виртуальным счетом дает ощущение того, что все вокруг легко и просто. Именно поэтому люди, которые выигрывают различные биржевые конкурсы, пасуют, когда им дают реальные деньги. Или играют на маленьком портфеле, который не страшно проиграть. А когда сумма увеличивается – все едет вниз. Так что стать настоящим трейдером можно только с настоящими деньгами. Ну и, конечно, на одних книжках ничему не научишься.
– Насколько важно общение с более опытными коллегами?
– Очень важно, чтобы неопытные трейдеры общались с более опытными коллегами. Обычно если человек торгует на бирже больше трех лет, то он умеет зарабатывать на разных фазах биржевого рынка – и когда котировки колеблются в диапазоне, и когда начинается серьезное движение. Новички, начиная торговать, когда рынок находится в какой-то определенной фазе, теряются, когда состояние рынка меняется, и проигрывают деньги. Самый простой способ завязать знакомство с опытными трейдерами – это специальные форумы в Интернете и социальная сеть для трейдеров. Есть вариант лучше – прийти в дилинговый зал и сесть торговать рядом с опытными трейдерами, но этот вариант не для тех, кто обременен работой. Кроме того, аренда биржевого места в таком зале совсем не дешева. Например, у нас в компании месячная аренда самого простого места в дилинговом зале стоит около 6000 рублей.
– Тогда с какой суммой можно попытаться начать писать свою трейдерскую биографию?
– Не секрет, что в инвесткомпаниях средний счет клиента – 4-5 тысяч долларов. Есть трейдеры, которые начинают с 20-30 тысяч рублей. Небольшая сумма в самом начале работы чревата дефицитом хорошей аналитики. Некоторые брокерские компании предлагают недорогие тарифные планы, которые не предполагают сервисной поддержки, и начинающие клиенты на них «садятся». При возникновении технических проблем клиент начинает нервничать и проигрывает деньги – обратиться за помощью ему некуда. Сколько же взять? Я бы сказал так: столько, сколько вы могли бы позволить себе инвестировать на ближайшие три года. Минимальный порог важен, если человек ударился в высокорискованные спекулятивные сделки. Ведь в таком случае на коротких таймфреймах ему придется конкурировать с серьезными игроками, профессионалами, которых трудно переиграть. Для того чтобы с ними соревноваться, надо иметь доступ к хорошей аналитике, покупать базы данных, иметь дополнительные каналы информации. В этом случае минимальной можно считать сумму в 200 тысяч рублей. Серьезные игроки, как правило, имеют по два-три своих брокера, поддерживают дублирующие каналы информации. Их не пугает, скажем, временное отключение Интернета – то, что надо, они узнают по своим каналам. Сами понимаете – это стоит больших денег.
– Чему российских трейдеров научил кризис?
– Мы, участники фондового рынка, существуем в реальном пространстве. Инвестбанкиры не могут работать на депрессивном рынке, когда стоимость ценных бумаг постоянно падает. До кризиса некоторые аналитики всех убеждали, что надо держать, терпеть, покупать на любой точке. Купил – держи – терпи, совсем скоро цена на эти бумаги обязательно вырастет. Зачем они это делали – понятно: годовой бонус некоторых аналитиков привязан к объемам продаж ценных бумаг, особенно низколиквидных.
Еще один миф кризисного времени – раз дешево, надо купить, потому что со временем компания вырастет в цене обязательно. Да с чего вдруг? Дешево – вовсе не значит, что подорожает. Может быть, у компании внутренние проблемы, акционеры воруют или инвестиционный климат плохой. С чего ей расти? Да, были и такие рекомендации, к сожалению. Но, я думаю, что еще кризис 98-го года многих многому научил. Тогда тоже полно было советчиков покупать в любой точке – они все вырастут. А еще: вы нам дайте все свои сбережения, мы их инвестируем, и к пенсии вы будете миллионером. Из-за таких вот обещаний и неизбежных разочарований очень долго после кризиса к фондовому рынку доверия не было и интереса не было. Но люди сами начали играть, развивается доверительное управление. Очень важно сейчас это сохранить.
– А каким вы видите будущее российского трейдинга?
– В США этим занимаются 80% населения. Когда мы придем к такой цифре, даже представить себе не могу. Хотя в Китае вот тоже интереса к трейдингу не было долгое время, а потом – всплеск открытия счетов в брокерских компаниях. К счастью, в России трейдинг становится все более цивилизованным. Ушли с рынка компании, которые очень рискованную политику проводили. Компании стараются предоставлять все более качественные услуги. Например, вкладываются в свои сервера. До кризиса многие брокеры не думали о сервисе клиентов и набирали их как можно больше, хотя техническая база и документооборот были к этому не готовы. Это приводило к тому, что до начала торгов сервера компаний не справлялись и клиенты не могли получить доступ к биржевому терминалу. Сейчас такого нет. Скоро маргинальные структуры вообще уйдут с рынка, и он станет еще более цивилизованным.
– Вы работаете в этой сфере с 1995 года. Как изменился рынок с тех пор?
– Главное – произошла четкая сегментация, и теперь все специалисты знают, какая компания сильна в доверительном управлении, кто высокотехнологичен, кто в ПИФах профи. Конечно, изменился подход к аналитике и аналитикам. Теперь у каждой компании есть аналитики внешние и внутренние. Знающие люди говорят, что 2/3 аналитических выкладок компания делает для своих клиентов и лишь 1/3 отдает газетам и журналам. Я сам веду телевизионную программу на канале «Эксперт» и часто звоню в различные компании с просьбой дать аналитика. Иногда мне говорят, что вот этого человека снимать нельзя, он не публичен, работает только для наших клиентов. В других компаниях – наоборот: на должность аналитика приглашают по внешним данным, например, требуется девушка приятной наружности, столько-то лет. Знают ли об этом клиенты таких компаний – вопрос.
– Насколько важно начинающему трейдеру иметь своего аналитика?
– Любой аналитик для начинающего трейдера первые полгода играет роль учебного центра. Потом игрок понимает, что аналитику надо писать под себя. В соответствии со своими методами работы на рынке. Вот эти самые полгода игроки аналитиков ругают, смотрят, по каким методикам те работают, ищут любимых аналитиков. А уже спустя месяцев восемь относятся к ним так: «У тебя есть возможность читать данные с лент Ройтера, Блумберга, ты для нас – фильтр, так что свои выводы держи при себе!»