Проект строительства автомобильной дороги, соединяющей Карачаево-Черкесию и Абхазию, будет представлен до 1 декабря текущего года. Об этом в воскресенье, 15 августа в Пятигорске журналистам заявил президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев, передает корреспондент ИАREGNUM. По его словам, рассматривается как вариант восстановления Военно-Сухумской дороги, идущей через Клухорвский перевал, так и варианты, предусматривающие строительство туннеля. Эбзеев назвал и два возможных месторасположения туннеля. Он может идти в Абхазию со стороны одного из курортов Карачаево-Черкесии, причем если он пойдет со стороны Теберды, его длина будет превышать 12 километров, а если со стороны Архыза, то длина составит около 4700 метров.
Как отмечали ранее специалисты, восстановление Военно-Сухумской дороги вкачестве транспортного канала, соединяющего регионы Северо-Кавказского федерального округа с черноморским побережьем, может дать импульс развитию экономики Северного Кавказа, а также Абхазии. В частности, в этом случае может идти речь о развитии единого туристического комплекса, объединяющего морские и горнолыжные курорты. Ряд общественных организаций Северного Кавказа придает восстановлению открытого автомобильного сообщения между Карачаево-Черкесией и Абхазией также идеологическое значение, видя в такой дороге символ единства абхазского и адыгского (черкесского) народов.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин, посещавший Карачаево-Черкесию в начале августа, заявил, что строительство дороги должно вестись в рамках частно-государственного партнерства, и что дорога должна быть платной.
Вопрос о строительстве дороги, напрямую соединяющей Абхазию и Северный Кавказ, обсуждается на федеральном уровне как минимум с 2006 года. До сих пор рассматривались варианты восстановления наземной Военно-Сухумской дороги истроительство туннеля из Карачаево-Черкесии в сторону Адлера. Вариант туннельного соединения Карачаево-Черкесии напрямую с Абхазией ранее не рассматривался.
Общая протяженность старой Военно-Сухумской дороги - 337 км. Ее строительство было начато в середине 19 века и завершено в 1903 году. Она соединяла города Черкесск (тогда станица Баталпашинская) и Сухум. Со стороны Карачаево-Черкесии наибольшая часть дороги в данный момент асфальтирована, дорога является одной из основных транспортных артерий внутри региона. Участок дороги примерно в 13 километров, идущий через границу по Клухорскому перевалу, сейчас совершенно непригоден для движения транспорта.