Ставропольцы уже сбились со счета сколько раз на Ставрополье возрождали идею многомиллионной стройки кавминводского велотерренкура. Однако власти всё еще бьются за право отодвинуть границы особо охраняемых территорий и построить дорожку для велосипедов за 1,7 миллиарда рублей. Новые планы по строительству были изложены в записке к проекту закона о региональном бюджете на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
Идея построить грандиозный кавминводский велотерренкур зародилась еще в 2020 году. По задумке властей, проект должен объединить Лермонтов, Железноводск и Минераловодский городской округ. При этом еще десять кольцевых маршрутов пройдут по пересеченной местности. Дорога должна была быть уникальной еще и наличием подъемов на четыре горы: Бештау, Железную, Развалку, Змейку.
Идея грандиозного проекта сразу вызвала массу споров среди ставропольцев как раз из-за места для прокладки велодорожки. Ее хотели разместить в особо охраняемой местности. Так началась война между краевыми властями, прокуратурой, которую на тот момент возглавлял Александр Лоренц, и общественниками. Дело даже ушло в Верховный суд.
Почти 5 лет губернатор Владимир Владимиров пытался отвоевать спорный проект велотрассы, ради которой придется пожертвовать деревьями и экологической обстановкой сразу нескольких территорий на КМВ. Но напор властей всё же удалось остановить федеральным властям. Верховный суд как минимум четырежды отказывал губернатору и думе региона в легитимизации изменения границ особо охраняемых природных территорий. Тогда тендер на строительство отложили. Отметим, что изначально на строительство готовы были выделить около 3 миллиардов рублей.
Тем не менее в бюджет Ставропольского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов всё-таки включили создание «Кавминводского велотерренкура». Тогда губернатор обещал начать проектирование в 2024 году. Для этого даже заказали государственную экологическую экспертизу, на которую выделили 39 миллионов рублей.
Спроектировали ли трассу или нет — не ясно. Но траты на велотерренкур вновь мелькнули в планах на бюджет на 2025, 2026 и 2027 годы. Финансирование будет выделено в рамках реализации регионального проекта «Повышение инвестиционной и туристической привлекательности Ставропольского края». По плану властей, на проект потратят: в 2025 году — 37 млн рублей, в 2026 году — 777,2 миллиона рублей, из них средства федерального бюджета — 722,8 миллиона рублей, в 2027 году — 947,6 миллиона рублей, из них средства федерального бюджета — 881,3 миллиона рублей.
По мнению экозащитника и юриста Георгия Легкобитова, и в этот раз инициатива не пройдет. Сам по себе велотерренкур нарушает природоохранное законодательство, так как приведет к нарушению экосистемы.
— Они не могут это сделать из-за нового законодательства об особо охраняемых природных территориях. Специально ввели статью, в которой указано, что строительство на особо охраняемых природных территориях возможно вести, если это не нарушает естественные экологические системы. То есть эта автодорога с элементом для велосипедистов в любом случае нарушит экосистему. Пострадает биосреда, будут разрушены естественные тропы животного мира, а здесь надо обязательно в расчет брать закон о животном мире, как это влияет на него, — пояснил юрист.
Ну и это еще не весь список, почему велотерренкуру не быть на КМВ (по закону). Во-первых, сам по себе термин для строительства этой дороги не случайный — он медицинский. Велопрогулки прописывают пациентам для укрепления здоровья. Но по проекту велотерренкур вовсе и не вело, а вполне себе автомобильная дорога. А строительство любой автомобильной трассы запрещено в пределах границ таких территорий. Поэтому проект «пропихивают» якобы в лечебных и туристических целях, пользуясь при этом новой статьей в законе (статья 5.2 «Туризм на особо охраняемых природных территориях и его критерии, особенности» 33 ФЗ). Однако и там четко сказано, что основными критериями развития туризма на особо охраняемых природных территориях являются: сохранение уникальных и типичных природных комплексов и минимизация негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении туризма.
— Законодатель внес очень серьезную статью, мол, для развития туризма на особо охраняемых территориях вы можете что-то делать, но если это не нарушит естественное экологическое состояние. А представьте себе автодорога, она, естественно, нарушит естественную экосистему, — пояснил Георгий Легкобитов.
Пройдет ли инициатива в этот раз — покажет время. Тем не менее юристы и общественники четко настроены бороться против, как только решение о строительстве терренкура перестанет быть просто планом в разметке бюджета. Активисты намерены снова опротестовать его в суде. Между тем понятно, что дорога под видом «лечебного велотерренкура» в особо охраняемой зоне — это возможность для бизнеса освоить такие лакомые земли. Где дорога — там и гостиницы, кафе и прочая инфраструктура, которая кому-то позволит хорошо заработать. А то, что это убьет экосистему заповедных мест, — да кого это волнует, когда на горизонте маячат огромные прибыли.