Сколько раз слышала – «золотое сечение, правило золотого сечения» и тому подобное, а что это – удалось узнать, как только столкнулась с проблемой выбора цвета для интерьера. Вначале пыталась подбирать по принципу «близкие по тону оттенки», но как оказалось – получается нечто невразумительное. Помучившись неделю, поняла, что самостоятельно создать гармоничное цветовое решение в интерьере не получится, поэтому отправилась за советом к профессионалам своего дела. И выяснила, что цвет – это проблема не только обывателя, но и дизайнера.
«Часто сталкиваюсь с проблемой, когда заказчик требует от меня красного или белого цвета, но при этом, когда предлагаешь ему палитру, чтобы он показал тебе эти «красно-белые» цвета, понимаешь, что человек совсем иначе представлял себе «красный», а про то, что белый – это, в принципе и не цвет, и бывает масса оттенков – он вообще первый раз слышит», – рассказывает частный дизайнер Наталья Толстоухова.
Схожая проблема встречается у всех дизайнеров – работают они в графическом, промышленном или интерьерном дизайне. Цвет – это нечто настолько многогранное, что иногда не хватает слов, чтобы описать все это великолепие. Ведь огромную роль в восприятии играет множество факторов – от фактуры материала до освещения – естественное или искусственное, день или вечер. Даже рассматривая эскизы на мониторе или на бумаге, вы можете заметить, как цвет меняет свои характеристики в зависимости от носителя.
«Таблица выбора цвета в Photoshop или другом графическом редакторе позволяет выбрать один из более 16 миллионов оттенков. У любого производителя красок цветовая палитра содержит в себе гораздо больше цветов, чем есть в радуге, а также белого, серого и черного. Огромное количество цветов и оттенков, которые имеют свои названия, нередко непривычные и странные для непрофессионала – цикламен, индиго, кобальт, кармин, охра. Некоторые производители дают своим краскам красивые поэтичные названия (тропическая лихорадка, лавандовое масло, летнее небо, фарфоровое сияние), которые ласкают слух, но дают еще меньшее представление об описываемом цвете, – рассуждает о цветовых нюансах блогер Наталья Митина. – Поэтому, когда разговор идет о цветовом решении интерьера, недопустимо оперировать примитивными названиями основных цветов – таким образом только добавляется излишняя путаница в и без того непростое дело».
У цвета помимо названия есть еще такие характеристики, как – тон, насыщенность (яркость), светлость, а также так называемая температура цвета. И выбирать приходится, учитывая их все или почти все.
«Я бы не рекомендовала рассматривать, например, цветовую температуру как нечто объективное, являющееся частью спектра. На мой взгляд, у каждого цвета могут быть как теплые, так и холодные оттенки. Все познается в сравнении, и применимо к вопросу о цветовой температуре это как нельзя верно. Чем светлее оттенок и чем меньше насыщенность – тем более холодным цвет будет выглядеть в сравнении с основным тоном. Очень часто, говоря о цвете в интерьере, используется распространенное мнение, что «теплые тона визуально приближают, а холодные удаляют. Но, например, если вы думаете, что небольшая комната станет просторнее из-за использования холодного, но насыщенного синего, то вы заблуждаетесь. Теплый, но более светлый цвет, например персиковый, даст гораздо лучший эффект», – рассказывает Наталья Митина.
Чуть выше было упоминание о фактуре, которая вносит свою лепту в восприятие цвета. Так вот, под этим словом понимается не только шероховатость или гладкость стен, но и всевозможные изгибы пространства помещения, текстиль, материал, из которого выполнен пол или стены, или даже потолок.
«Цветовое решение интерьера создается из цветов пола, стен, потолка, дверей, оконных рам, мебели, текстиля и аксессуаров. Что-то будет изготовлено из дерева, что-то из пластика, что-то окрашено, – рассказывает эксперт. – И обычно именно материалы становятся главной сложностью при разработке цветового решения интерьера. Тот же текстиль, – обивка мягкой мебели, шторы и жалюзи, подушки и скатерти, ковры и пледы, – редко в каком-либо тканевом магазине можно найти такое богатство оттенков, какое свойственно палитре производителей красок. Поэтому многие дизайнеры, уделяющие большое внимание текстилю в своих проектах, рекомендуют работу над цветовым решением интерьера начинать с подбора тканей. То же самое относится и к обоям: как бы велико ни было количество предлагаемых производителями дизайнов, найти среди них именно тот единственный и неповторимый оттенок, который вам нужен, может оказаться довольно трудно».
Вот и получается, что выбор цвета – не самое сложное, найти идеальное, гармоничное, одним словом – золотое сечение – вашего интерьера куда как труднее.
«Главное, о чем не стоит забывать – что восприятие цвета у каждого человека сугубо индивидуально. Да, есть некоторые закономерности, которые и принято называть психологией цвета. Но только сам человек способен понять, какой цвет подойдет для его интерьера», – резюмирует эксперт.
Со своей стороны добавлю, что если у вас не получается подобрать нужный цвет или просто возникают вопросы, никогда не поздно спросить у профессионалов.
Фото: Фото с сайта Psdgraphics.com