
Валерию Васильеву из Владикавказа 25 лет. Почти два года назад его комиссовали с СВО: из-за серьезного ранения он потерял ногу. Но до этого мужчина успел получить медаль Суворова за то, что под его командованием группа из семи человек захватила опорный пункт в Харьковской области и никто из бойцов не пострадал. Какие задачи были на передовой и чем наполнена жизнь после фронта, Валерий рассказал в интервью.
— Как вы попали на СВО и кем служили?
— Я был кадровым офицером, закончил Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище, факультет спецназа. После распределения попал во вторую бригаду специального назначения в Псков. Еще до начала всех событий на Украине мы поехали в командировку в Белгородскую область, и на планерке нам сообщили, что 24 февраля начнется СВО. Я стал командиром группы специального назначения и открывал пограничный пункт недалеко от сёл Землянка и Тишанка. Также я должен был вести две тактические группы по заданному маршруту, проводить разведывательно-поисковые задачи, налеты на опорные пункты и поиск противника, корректировку огня артиллерии, наведение авиации.
— Расскажите про ваше ранение. Как это произошло?
— Мы ехали на задание в составе колонны. Я находился в головной машине. На приличной скорости наскочили на танковую мину. Она взорвалась, нас начало кружить в машине, переворачивать, так я и получил ранение.

С адаптацией жилья помогли в фонде
— Чем занимаетесь после демобилизации?
— Работаю в администрации Владикавказа на должности главного специалиста мобилизационного управления: веду учет военнослужащих, которые самовольно оставили часть, отвечаю на письма — например, о выплатах. Разбираюсь, почему их могли не начислить, и помогаю получить, если они положены.
— На увлечения время остается?
— Да, я занимаюсь настольным теннисом. Недавно ездил на Кубок Защитников Отечества и занял первое место. Также закончил обучение в «Школе 21» на тестировщика цифровых продуктов и заочно отучился по программе «Время героев», получив диплом о повышении квалификации. Раньше еще ездил на патриотические мероприятия в училищах и техникумах, беседовал с молодежью.

Травма не помешала Валерию стать спортсменом
— Как быстро вам удалось адаптироваться к мирной жизни? Что в этом самое трудное?
— Адаптироваться мне пришлось именно к жизни в коляске. Не психологически: в этом плане мне всё равно, что я в ней. Но в некоторые места я не могу свободно попасть, потому что там нет пандуса. Вообще, много действий я сейчас не могу совершить. Это, конечно, тяжело, но со временем, когда уже понимаешь, что вариантов нет, свыкаешься и живешь, как можешь, стараешься социализироваться. Я знаю много случаев, когда ребята сели в коляску и по 3–4 года не выходили из дома, потому что просто не могли принять этого. Я не хотел быть одним из них. Жизнь только начинается, и просиживать ее дома нет смысла, всё еще впереди.
— Кто вас поддерживает?
— С работой мне помогли в Ассоциации ветеранов СВО, где я состою, с документами и адаптацией жилья — фонд «Защитники Отечества». Там за мной закреплен социальный координатор, к которому можно обратиться по любому вопросу. И супруга всегда со мной, во всём поддерживает. Благодаря ей я и реабилитировался быстро.

Валерий не хотел стать тем, кто не выходит из дома годами из-за коляски
— Какие важные мысли вы вынесли с СВО, которые помогают вам в мирной жизни?
— Как говорится: не ценишь, пока не потеряешь. Жизнь на СВО вообще никак не сравнится с гражданской. Помню, мы сопровождали колонну до России и на один день остались в Белгороде. Когда я увидел машины, которые просто едут по дороге, город, живущий мирной жизнью, у меня тепло так на душе стало. Даже объяснить не могу почему. Наверное, потому что у меня этого спокойствия тогда не было, но я понимал, что всё будет хорошо.