В нынешних реалиях построить собственный бизнес и здоровому человеку невероятно трудно. А наш герой смог это сделать, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем. Более того, он трудоустраивает других незрячих и учит людей, потерявших возможность видеть мир, жить полной жизнью. Так, как живет сам.
Для начала предлагаем вам провести маленький эксперимент. Сядьте, закройте глаза. Нащупайте руками диван, где сидите, или стул. Ощутите текстуру, ткань. А теперь попробуйте с закрытыми глазами дойти до кухни и налить себе стакан воды. Ну как? Уверенно ли вы шагали по квартире? Сколько углов сосчитали?
Так, полагаясь на тактильные ощущения, обоняние и слух, живет в Ставрополе Алексей Бобров. Сейчас он генеральный директор ООО «Лечебный массаж», заместитель председателя правления Ставропольской краевой организации общества слепых. Более того, он кандидат психологических наук и автор свыше 40 публикаций и научных статей.
Зрение ухудшалось с 3 лет
Он родился и вырос в Ставрополе. Над его воспитанием трудилась бабушка — учитель химии и мама-медик. В 3 года у ребенка выявили заболевание по зрению. Несмотря на лечение, по мере взросления способность видеть и распознавать предметы постепенно исчезала.
— У меня с 3 лет заболевание. Оно было более-менее под контролем. Но последние 8 лет зрения сильно пошло вниз. Переход был плавный и неощутимый. Я не испытал резкой потери. Вот как возраст. Не чувствуешь же, что стареешь, — рассказывает Алексей Николаевич. — Но было обидно, когда ездишь по врачам, ищешь клиники, а тебе вместо решения говорят врачи: «Зачем тебе это зрение? У тебя семья, работа есть».
Как называется его диагноз, наш герой не рассказал, говорит, мол, это неважно, как именно он стал незрячим. Ведь проблемы со зрением ничуть не повлияли на его стремления. Например, он окончил обычную школу и пошел в университет на факультет психологии. Кстати, профессия выбиралась специально на случай окончательной потери зрения, так, чтобы можно было зарабатывать речью.
— Мне нужна была профессия, которая предполагала бы возможность работы без зрения. Так и вышло. Окончил университет, написал кандидатскую по психологии. Долгое время преподавал и работал как практикующий психолог. Потом начал работать с общественными организациями, получал гранты и открыл лечебный массаж, — коротко говорит о своем пути Алексей Николаевич.
Лечебный массаж
Не многие люди с инвалидностью могут похвастаться солидной должностью начальника. Большинству незрячих везет, если они найдут хоть какую-то работу. Чаще всего это неквалифицированный ручной труд. И наш герой решил помочь с работой таким же незрячим, как он сам. Еще в 2010 году Алексей Николаевич основал медицинскую организацию, занимающуюся лечебным массажем. Сейчас функционируют уже два филиала. Работают здесь 10 человек. Все они в той или иной мере имеют ограничения по зрению.
— Мы проходили через много сложных периодов. Например, пандемию было сложно пережить. Карантин съел практически все накопления. Прибыли не было, а расходы остались. Мы платили зарплаты, налоги, аренду, — говорит мужчина.
Однако после коронавируса удалось вернуться на прежний уровень. Сейчас в планах отремонтировать еще одно помещение, привлечь новых специалистов, расширить клиентскую базу.
Воспитывает маленького гения
Состоялся ставрополец не только в карьере, но и в семейной жизни. Хоть говорить с нами на эту тему он не горел желанием, но немножечко о семье всё-таки рассказал. Алексей Николаевич женат и воспитывает сына.
— С будущей женой мы пересекались на мероприятиях. Когда поженились, она начала развивать свой талант реабилитологов и сейчас является одним из ведущих специалистов в этой сфере в Ставрополе, — похвалился супругой Ириной Алексей Николаевич. — Она работает с детьми, которые имеют нарушения работы зрения, интеллекта, поведения, развития.
Сына зовут Андрей. Ему 11 лет. Он тоже имеет проблемы со зрением, но пока это исправляется очками. Мальчик с 3 лет увлекается музыкой. Причем не только играет, но и сочиняет.
— Он любит писать музыку, делать аранжировки. Иногда в 6 утра встаешь, а ребенок уже сидит в наушниках, — поделился герой. — Сейчас учится в музыкальной школе. В декабре у него уже 6 концертов.
Общество слепых
При нашем знакомстве Алексей Николаевич скромно рассуждал о себе и собственных делах. Однако застенчивость испарилась, как только речь зашла об обществе слепых. Кстати, всем этим он занимается вместе с Алексеем Будыкой — руководителем Ставропольской краевой организации Всероссийского общества слепых.
Алексей Будыка потерял зрение на один глаз в результате травмы.
— Когда я лишился глаза, мне было 9 лет. Для меня это был шок. Только спустя 3 года стал привыкать к этому. Попал в общество и стал учиться с этим жить. Понял, что не один такой, — поделился Алексей Дмитриевич.
Сейчас он руководит краевым обществом и его 12 филиалами по региону.
— Общество очень полезно. Мы можем передать практические знания, которые накопились. Это специфические знания, которых нет нигде. Например, о том, как применять те или иные средств реабилитации, как участвовать в мероприятиях начиная от похода в кино, заканчивая выступлениями на сцене, — коротко описал деятельность Алексей Будыка.
Не все могут принять катастрофические нарушения зрения, мол, «раз ты слепой, выходить из дома нельзя». И с этим здесь учат справляться.
— Есть люди, которые боятся, а есть те, кто не принимают слепоту. Говорят себе, что проблемы нет. Кто-то после травмы, заболевания, не могут пройти этот психологический барьер, — сказал наш герой Алексей Николаевич. — Кто-то считает, что жизнь закончилась. Но наше общество вытаскивает таких людей из депрессии. У них появляются планы, новые возможности.
Диагноз — не приговор
Раньше, когда власти края не так сильно интересовались жизнью слепых людей на Ставрополье, общественники своими силами организовывали разные мероприятия для подопечных. Из чиновников удавалось вытянуть только 2 мероприятия в год. Теперь же это 7 спортивных мероприятий в год. Сюда входят городские, краевые, отборочные соревнования и фестивали.
— Раньше считалось, что слабовидящий может играть только в шашки или шахматы. Столько отрицаний было по поводу гирь, дартса и тенниса. Теперь же это всё можно попробовать и тем более посоревноваться. Есть и подтягивания, и отжимания, — с гордостью рассуждают о проделанной работе Алексей Николаевич и Алексей Дмитриевич.
Сейчас общество слепых ищет финансирование для покупки голбола. Это игра для незрячих спортсменов, в которой участвуют две команды по 3 человека. Суть игры — забросить мяч со встроенным колокольчиком в ворота соперника. Также в планах купить специальный теннис. Для игры нужен стол с бортиками, звуковой мяч и специальные ракетки. Это дорогое удовольствие. На закупку нужно больше 130 тысяч рублей.
Но не только спортивными талантами наполнено общество. Развиваются люди и в творческом плане.
— Певцов много у нас. Есть ансамбль народных инструментов «Грезы», танцевальный ансамбль в Невинномысске, — рассказал Алексей Николаевич. — В каждом округе есть какая-то изюминка.
Разумеется, общество развивает не только творческие таланты и спортивные навыки своих подопечных. Алексей Николаевич и Алексей Дмитриевич борются с властями за озвученные светофоры, за озвучивание остановок в транспорте, за специальные указатели и плитку.
— Наболевшая история с транспортом. Пока ты поймаешь эту маршрутку, нащупаешь там указатель (код Брайля), тебя там никто не ждет. Более того, ты уже весь грязный, пока табличку нашел, — пояснил наш герой.
Трудности возникают и при трудоустройстве незрячих ставропольцев. Не каждая компания готова взять на работу человека с инвалидностью. Поэтому рабочих мест крайне мало.
— У нас есть два предприятия куда можно трудоустроиться с ограничениями по зрению. Это в Кисловодске (разливной цех бутилированной воды) и в Ставрополе (производство бахил). Бизнес к нам редко приходит за сотрудниками, — рассказал Алексей Дмитриевич. — Мы ищем работу для многих, в частности на предприятиях с ручной фасовкой. Но предложений очень мало. Все стараются исключить ручную работу, покупают станки либо берут зрячих.
Собрать себя по кусочками после калечащей травмы, болезни, задача не из простых. Но наш герой — доказательство тому, что жить всегда можно так, как тебе хочется.