Места во многих санаториях Кавминвод на 2024 год закончились ещё в прошлом году. Невиданный ажиотаж эксперты Российского союза туриндустрии (РСТ) объяснили растущим спросом на здравницы в городах Ставрополья. Однако, судя по соцсетям, наплыву туристов рады не все. Пока городские начальники подсчитывают доходы от курортного сбора, экологи и жители КМВ критикуют управленцев за свалки, грязь на улицах, плохие дороги и хаотичную застройку.
Нужно больше строить
Турпоток в города КМВ растет как на дрожжах и конкурирует лишь с черноморским направлением. Желающих зарядиться витамином D в самом солнечном городе России, попробовать исцеляющей минеральной воды и пройтись по оздоравливающим терренкурам в тени сосен, вдыхая фитонциды, стало так много, что путевку приходится покупать минимум за шесть месяцев до отпуска.
По данным РСТ, востребованность Кавминвод отразилась не только на числе туристов, но и на ценах. За год путевки подорожали на 10–20%. Нескромный пятидневный отдых в одном из самых рейтинговых санаториев Кисловодска этим летом обойдется семье из четырех человек почти в 500 тыс. рублей. На месяцы вперед раскуплены даже более дорогие «президентские» номера, не говоря о номерах эконом- и комфорт-класса.
К 2035 году краевые власти прогнозируют, что курорты посетят свыше 6 млн отдыхающих. Это в два раза больше, чем в минувшем году. Однако возросшая популярность КМВ сыграла с регионом злую шутку. Останавливаться гостям негде. К тому же подчас приходится локтями потолкаться с горожанами на узких улочках.
Вице-президент Ассоциации туроператоров (АТОР) Сергей Ромашкин заявил, что ресурс санаторного кластера по отелям в крае исчерпан. По его мнению, нехватка мест для размещения туристов — проблема, решить которую непросто. Прежних здравниц в городах КМВ недостаточно, а быстро возвести новые невозможно. Опыт городов черноморского побережья, где массово возводят быстровозводимые модульные конструкции, он счел неподходящим для Ставрополья.
«Чтобы в 2024 году всем желающим отдохнуть в санаториях Кавминвод хватило места, новые объекты должны были строиться еще в 2020 году. Но был карантин, ковид, и на паузу встали даже некоторые из тех проектов, которые стартовали в 2019 году. Сейчас только единичные объекты вводятся в строй. Конечно, отелей и санаториев здесь остро не хватает», — резюмировал Ромашкин.
Нарзан исчезнет?
С таким видением развития городов-курортов категорически не согласен кисловодский эколог и общественник Павел Мартиросов. Он уверяет, что массовая хаотичная застройка там опасна, поскольку ставит под угрозу исчезновения градообразующие подземные минеральные источники.
По его словам, ученые еще в 70–80-х гг. прошлого века провели доказывающие это исследования. В результате новое капитальное строительство на территории Кисловодска надолго запретили. Сейчас же, считает общественник, чиновники запустили разрушительный механизм, поскольку масштабных строек в Кисловодске уже переизбыток.
«В курортной зоне с исторической застройкой на ул. Желябова, где стояли пусть и неказистые, но старинные здания конца XIX — начала XX вв. возводят десятиэтажные дома. Это вредительство. Город всё больше походит на застроенный "гадюшник", одну большую стройплощадку с неубранным мусором, пылью, грязью, вырубленными деревьями и уничтоженными памятниками истории. 16-этажными домами застраивают территорию рядом с Форелевым хозяйством. Это не только зона естественной вентиляции, проходящая по руслу рек, а еще и зона питания кисловодского месторождения нарзана, — объясняет Павел Мартиросов. — Почти на 100% изношены коммуникации, коллектор в аварийном состоянии. Фекалии попадают под землю и загрязняют подземный артезианский колодец, который формировался миллионы лет. Сколько сотен лет он будет очищаться, никто не знает».
Рыночный подход к развитию одного из самых популярных курортов — дорога в никуда. Причем, отмечает эколог, в прежние годы и федеральная, и региональная власть принимала во внимание советы общественников, курортологов и гидрогеологов. Сейчас же их игнорируют и не задумываются о том, какой легендарная здравница достанется потомкам.
Эксперт предлагает сформировать туристический кластер на степной территории, прилегающей к Кавминводам, откуда за 20–30 минут можно добраться до городов. Это, как минимум, сохранит чистоту воздуха Кисловодска, Пятигорска, Ессентуков, Железноводска и разгрузит дороги от заполонивших их машин. Путешествовать по КМВ Павел Мартиросов рекомендует как в былые времена — пешком и на общественном транспорте.
Туристам не рады?
В прошлом году казна Кисловодска пополнилась за счет отдыхающих на 254 млн рублей. Власти города отчитались, что деньги направили на создание скверов в курортной зоне и обустройство общественного пространства. Глава города Евгений Моисеев даже похвастался, что город стал лидером региона по индексу качества городской среды, опередив краевую столицу. Его подписчики с ним не согласились.
«Курортная зона действительно благоустроенная и удобная, но вот в обычных жилых районах плакать хочется», — отметила одна из комментаторов.
Впрочем, дискуссий под постами управленца не найти. Горожане сходятся в одном: всё внимание достается только центру. Поэтому они не перестают жаловаться мэру то на плохую работу коммунальщиков, то на растущие свалки, то на разбитые дороги в спальных или частных районах, по которым явно не проезжают правительственные кортежи и не проходят толпы многочисленных туристов.
Так, директор одного из популярных городских санаториев Ирина М. поделилась, что рада видеть, как расцветает ее родной город. Но только с позиции сотрудника курортной сферы.
«До зимы у нас раскуплены почти все путевки. Отдыхающих сегодня больше, чем когда-либо, и это приятно отражается на нашем заработке. Из минусов таких перемен — стало душно и грязно. Как коренная кисловодчанка, я устала от людей: в парк не выйти, машину припарковать негде и каждый день приходится ехать на работу по пробкам через ямы и кочки», — поделилась она.
Многодетная мама Анна П. тоже отметила, как за последние годы «причесали» курортную зону. По ее мнению, в городе по-прежнему не хватает контроля за УК и ТСЖ, которые не хотят заниматься бесхозными и разбитыми придомовыми площадками.
«За последние пару лет стало лучше: появились красивые скверы, пространства для детей. Только цены на всё космические. Продукты и коммуналка дорогие, подчас дороже, чем в Москве, но у них зарплаты побольше наших. Сейчас, когда квартира в новостройке стоит от 250 тыс. рублей за квадратный метр, обычная кисловодская семья вряд сможет позволить себе крышу над головой. Это жилье строят не для нас», — считает женщина.