24 сентября на пятом съезде Совета новым председателем Всероссийского Совета местного самоуправления избран мэр Самары Дмитрий Азаров, сообщает ИА REGNUM.
На данный момент регионы ведут активную работу по формированию моделей МСУ, отвечающих потребностям конкретных территорий, отметили на съезде. В большинстве субъектов соответствующая работа начата еще в летний период, несмотря на отпускной сезон и соответствующие перерывы в работе законодательных собраний. В ряде регионов уже есть первые результаты проведенных с участием представителей власти, общественности и экспертов дискуссий. Их анализ показывает, что регионы подходят к данному вопросу взвешенно, сбалансированно.
Некоторые из них сохраняют те модели организации МСУ, которые по их мнению, доказали свою эффективность и работоспособность. Другие намерены в ряде муниципальных образований ввести избрание глав из состава представительных органов, а также назначать городского управляющего (сити-менеджера). В то же время в ряде территорий, напротив, намерены перейти к прямым выборам глав. Такой же диверсифицированный подход наблюдается и в том, что касается формирования представительных органов МСУ.
К примеру, в Волгоградской области главы всех городских округов и муниципальных районов будут избираться из состава представительного органа, тогда как главы всех поселений будут избираться на прямых муниципальных выборах и возглавлять местные администрации. В Забайкальском крае главы всех муниципальных образований будут избираться на прямых выборах. Исключение составит городской округ Читы, где предусмотрено избрание главы из состава представительного органа.
Многие субъекты внимательно следят за опытом Челябинска, который первый в России принял решение ввести новый тип муниципального образования – городской округ с внутригородским делением. Первый этап преобразования успешно реализован – в единый день голосования 14 сентября 2014 года избраны депутаты районных советов, из состава которых предстоит сформировать городскую думу (ориентировочно – в начале октября), депутаты которой, в свою очередь изберут главу Челябинска.
Ключевым вопросом, над которым также совместно работают регионы и муниципалитеты, является выбор оптимальной модели распределения полномочий. На данный момент значительная часть регионов рассматривает возможность сохранения за муниципалитетами имеющихся полномочий. В то же время, по результатам обсуждения, некоторые субъекты намерены взять с муниципального на свой уровень ряд полномочий. Так, в Ленинградской области уже принят закон о передаче на уровень региона полномочий ОМСУ в сфере градостроительства и архитектуры, Забайкальский край взял на себя полномочия по электроснабжению населения, а Московская область – ту же градостроительную политику, правила землепользования, утилизацию отходов, тепло- и водоснабжение (в муниципальных образованиях с населением от 10 до 50 тыс. человек) и ряд других.
Учитывая, что одной из основных задач изменений в законодательстве об МСУ является реальное приближение власти к решению реальных проблем людей, все указанные вопросы проходят широкое общественное обсуждение. В регионах активно применяются различные формы учета мнения граждан и проведения дискуссий, включая: общественные слушания, интернет-обсуждение законопроектов, сходы граждан. Проводятся круглые столов, опросы муниципалитетов, отдельные социологические опросы. Задействуются площадки Советов муниципальных образований, Общественных палат регионов, проводятся консультации с представителями политических партий и общественных организаций.
Напомним, что 27 мая 2014 года президентом РФ Владимиром Путиным были подписаны и вступили в силу изменения в законодательство о местном самоуправлении.