Проблему растущей задолженности регионов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) за электроэнергию можно попытаться решить двумя путями: ужесточив борьбу с неплательщиками и вернуться к единому управлению сбытовых и сетевых компаний. Об этом заявил глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов на пресс-конференции, передает ИА REGNUM.
Как отметил Симонов, презентуя доклад «Электроэнергетика Северного Кавказа: проблемы и возможные решения», на сегодняшний день задолженность гарантирующих поставщиков СКФО на оптовом рынке электроэнергии и мощности достигла 23,1 миллиарда рублей в текущем году, тогда как в 2008 году она составляла 4,7 миллиарда рублей. Ситуацию осложняет специфика электроэнергетической отрасли в округе. Так, население здесь составляет более 50% потребителей – эта доля почти втрое выше, чем в среднем по России.
Также в округе сложились сильные позиции у перепродавцов, доля которых в некоторых регионах достигает 40%. Также в округе крайне высок коэффициент потерь электроэнергии – почти 30% в ряде субъектов. Совокупность этих факторов препятствует оптимальному управлению отраслью.
«Логика невидимой руки рынка здесь не работает», – сказал Симонов. При этом до реформы энергетики, в те годы, когда действия сетевых и сбытовых компаний были скоординированы, проблем с неплатежами возникало значительно меньше. «Сегодня же уровень собираемости платежей упал ниже дореформенного», – отметил глава ФНЭБ. В результате МРСК Северного Кавказа находится в предбанкротном состоянии, задолженность по платежам уже превысила стоимость имущества компании. «Агрессивной борьбы с неплательщиками не ведется, половина платежей не собирается – другая половина попросту растворяется в известных направлениях», – отметил Константин Симонов.
Участники пресс-конференции отметили, что жестко контролировать ситуацию и управлять ею мешает известная аффилированность местных властей с энергокомпаниями.Как отметил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, для решения проблемы необходимо изменить систему взаимоотношений федеральной и региональных властей. Важно также предусмотреть ужесточение ответственности местных властей за рост долгов за электроэнергию.