– Ваха Магомедович, сколько чеченцев проживают сегодня на Ставрополье?
– Если говорить об официальных данных последней переписи 2010 года, в Ставропольском крае проживает порядка 13,5 тысяч человек. Проживало по предпоследней переписи 15 тысяч человек. В самом Ставрополе где-то 2,5 тысячи человек. Все это официальные данные, по неофициальным данным около пяти тысяч в Ставрополе, а по краю – более 20 тысяч человек.
– Почему такое расхождение?
– Это связано со студенческой молодежью, которая не имеет постоянной регистрации, и при этом студенты боятся регистрироваться, ибо могут быть проблемы...
– Чем занимаются ваши соотечественники на ставропольской земле?
– После возвращения из депортации 1944 года мы семьями выезжали за пределы Чечено-Ингушской Республики. В 1961 году начался основной отток чеченцев в Ставрополье и Калмыкию в поисках работы – люди стремились заработать средства и вернуться в Чеченскую Республику и построить там жилье. Сегодня сфера деятельности чеченцев в Ставрополье – это животноводство. Была острая нехватка в чабанах и животноводах, и чеченцы селились здесь для заработков, но многие надолго осели в этом крае.
Есть уже два-три поколения детей чеченцев, живущих на Ставрополье, ну и, конечно же, они получают здесь более цивильное образование. Некоторые возвратились в Чеченскую Республику, а некоторые остались. Труновский, Кочубеевский, Левокумский, Андроповский, Изобильненский районы – это места наибольшего проживания чеченцев, а также в Кавказских Минеральный Водах. В связи с тем, что в настоящее время люди занимаются коммерческой деятельностью, то разбогатевшие чеченцы стараются проживать в Кавказских Минеральных Водах. Так называемые «богатые чеченцы» в основной своей массе стали фермерами.
– Как сегодня складываются отношения с коренными жителями?
– Отношения во времена коммунистов, когда государственная национальная политика была четкой и много внимания уделялось решению национального вопроса, были очень доброжелательными. Русский народ, который живет на Ставрополье, никого не разделял по нации. Мы даже сами редко спрашивали друг друга, какого ты рода – это было не принято, да и, в общем-то, было не нужно. Сегодня же, после капитализации нашего государства, пропала направленная логическая работа со стороны правительства, не выдвигается никакой идеологии, просто никакой! Партии, которые сегодня созданы и фракционно представляются в Думе РФ, не могут никак влиять и реагировать на межэтнические отношения.
Особенно большая проблема – отношение по признаку конфессий. Когда мусульманская, иудейская, буддийская религии не могут верить в своего Бога, так как создаются все условия для конфессий христиан. В Ставропольском крае построено очень много церквей, но проблема построить мечеть в городе, в краевом центре, остается по сей день не решенной. Это вбивает клин в отношения между мусульманами и другими конфессиями.
Еще я исхожу из того, что внутренние, негативные силы и заинтересованные силы из-за рубежа, особенно спецслужбы, тратят много денег на расшатывание национального вопроса в России. Непонятно, почему региональные власти не решают этот вопрос. А ведь сегодня межнациональный вопрос стоит очень и очень серьезно. Конечно, здесь немаловажную роль играет и то, кто управляет краем. Фамилий называть не буду. Вместо того, чтобы поддержать федеральную политику в отношении малых национальностей, в том числе и чеченцев, по развитию сельского хозяйства в регионе, руководителями глав районов проводится политика по выдавливанию малых национальностей из сферы сельского хозяйства, производства. Это происходит по нескольким причинам, одна из причин – национальный вопрос. Не любят нас! Мы имеем большие семьи, а чтобы их прокормить, надо трудиться, мы держим очень много скота, делаем много заготовок, а это вызывает зависть у коренного населения. По 30-40 лет здесь живут семьи, а нас не воспринимают как коренное население....
– Происходит ли взаимодействие ставропольских чеченцев с другими диаспорами?
– Обязательно! Отношения с другими диаспорами очень хорошие на сегодняшний момент, хотя для этого мы очень потрудились. Артур Круталевич – славянский союз Ставрополья, Абдулла Омаров – полномочный представитель республики Дагестан при администрации Ставрополья, Алан Мисиков – представитель осетинского этноса, Геннадий Ганисония – грузинское общество в городе Ставрополе, Магомед Батчаев – полномочный представитель КЧР в Ставрополье, Казбек Агаларов – культурный центр народов Дагестана, Константин Соломонов – еврейская диаспора, Руфат Али-Заде – региональное отделение всероссийского азербайджанского конгресса. Это наши друзья. Благодаря вышеперечисленным руководителям общественных организаций держится дружба, добрые отношения и спокойствие в городе и крае, это как бы фундамент национальных взаимоотношений.
Также мы в постоянном взаимодействии с руководителем отдела по вопросам национально-этнических отношений, взаимодействию с общественными и религиозными организациями и казачеством администрации города Ставрополя. Новиков Валерий Павлович – это человек личным авторитетом держит обстановку в Ставрополе в руках, да и не только в Ставрополе. Благодаря этим людям достигнуты такие хорошие и дружеские отношения. Проводятся мероприятия, направленные на сближение этносов. На этом стоит сегодня наш краевой центр и Ставрополье.
– Как решаете конфликты?
– У мусульманских конфессий решение конфликтов происходит на уровне совета старейшин. Исходя из менталитета, а это беспрекословное уважение к старшему. Все негативные проявления совершаются молодежью. Совет старейшин разбирает ситуацию, а потом наставляет на путь истинный. Все решается очень оперативно. Особенно хочу отметить решение этих вопросов у чеченцев и ингушей с карачаевцами. Всегда находится точка примирения, и это правильная политика, после чего молодежь не может упрекать друг друга. Совет сказал и все слушают!
Вот несколько примеров: четыре года назад, 28 мая 2007 года, бывший сотрудник ОМОНа Дагестана Алибеков Асхаб-Али хотел собрать митинг на площади с призывом о мщении за убитого молодого чеченца Атаева Гелани. В течение 30-40 минут на площади собралось очень много молодежи, эта ситуация была прекращена в течение одного часа, и сделали все благодаря тесным контактам между чеченцами и дагестанцами. В начале июня 2007 года был организован пятитысячный митинг славян, направленный против малых мусульманских этносов, этот митинг прошел под присмотром властей – не было потерь, не было проблем. Славянские общественные организации, благодаря таким как Артур Круталевич, в течение последующих четырех лет ничего подобного не допускали.
Более тяжелое отношение складывается с казачеством, исходя из неправильной политики правительства края. Произошли серьезные стычки со стороны казаков в Советском районе Ставрополья в отношении чеченцев. И казаки, и чеченцы попали в больницу с огнестрельными ранениями. Локализовать этот конфликт не удалось, потому что решение этого вопроса правоохранительными органами и правительством края было сделано односторонне. Еще есть ситуация, которая до сих волнует нас: пять лет назад на бытовой почве был убит молодой чеченец, причем был убит человеком греческой национальности. В 2010 году дагестанцы убили чеченца – это тоже вопрос до сих пор очень болезненный, в течение двух-трех часов чеченцы убили дагестанца – так называемый акт отмщения. Могло пролиться много крови, но на уровне старейшин вопрос был закрыт.
– Ходят слухи, что чеченцы выживают русских со своей территории: однажды к тебе домой приходит чеченец и говорит: «Продай дом». И называет смехотворную сумму. Если ты отказываешься, то с тобой и твоими близкими начинают происходить неприятности. Подтвердите или опровергните эти слухи?
– Это полнейшая ерунда! Ни одного факта я не слышал. А как вы понимаете, я не мог это не услышать, я сам чеченец. Когда был теракт 26 мая 2010 года, очень быстро распространялись аналогичные слухи. Я считаю, что это происки тех, кто заинтересован в расшатывании и разжигании войны между национальностями. Это местные националисты.
– Участвуют ли ставропольские чеченцы в политической жизни региона?
– Конечно, участвуют. В выборах активно участвуют, многие чеченцы являются членами партии «Единая Россия». Мы активно участвуем во всех мероприятиях, проводимых властями края и города Ставрополя. Депутат муниципального образования в Андроповском районе Дадаханов Рамзан Атамович – чеченец.
– Как, на ваш взгляд, научить молодежь относиться терпимее к людям другой национальности?
– Учиться надо через культуру. Каждый этнос проводит мероприятия, где встречаются все диаспоры, и когда они съедают один кусок хлеба, то тогда они уже не могут враждовать и ступать на тропу войны. Это очень важно. Поэтому мы стараемся привлекать молодежь на все культурные мероприятия, проводимые различными диаспорами, которые находятся на территории Ставропольского края. Не могу не отметить наши достижения – 27 апреля 2011 года, по инициативе руководства МОУ СОШ №4 г. Ставрополя, приняли участие в проведении Фестиваля межнациональных культур «Ромашковая Русь» – как День Чеченской Республики, причем сама идея организации такого мероприятия шла от руководства школы №4 города Ставрополя.
Ученики пятых классов подготовили очень много песен, стихов, миниатюр о знаменитых чеченцах прошлых и настоящих времен. Ребята показали, как развивается Чеченская Республика, какова культура и традиции нашего народа. Буквально вся школа танцевала лезгинку, была организована кухня, где можно было попробовать национальную еду. Для детей был показан фильм о Махмуде Эсамбаеве, одном из величайших культурных представителей нашего народа. Мы очень благодарны родителям учеников, которые активно приняли участие в проведении данного праздника. Мы очень хотели бы сделать такие фестивали на постоянной основе, к чему сейчас и стремимся. Очень хотелось бы, чтобы дети, которые сейчас учатся в 4-5 классах, не думали о вражде, а думали о том, что чеченцы, ингуши и все остальные народы – такие же люди. Не хочется, чтобы конфликт продолжался – хочется мира и согласия! И еще: вот уже четыре года по моей личной инициативе, каждый год 8 марта и 31 декабря мы дарим всем женщинам, которые находятся в нашем поле зрения, цветы. Мы считаем, что они достойны этого, причем дарим цветы женщинам всех национальностей.
– Для вас оскорбительно звучит выражение «лицо кавказкой национальности»?
– Мне, честно говоря все равно, потому что умный этого не скажет, а на дурака обижаться нечего – старая присказка, но очень действенная. Любой человек нашей национальности, если выезжает за пределы Чечни, всегда ему говорят, что он лицо кавказской национальности. При отсутствии понимания со стороны властей, я думаю, так и будет дальше говориться эта фраза, хотя она ничего и не значит. Лиц кавказской национальности очень много: и грузины, и армяне, и азербайджанцы. Мы все люди, и разделять нас по визуальному признаку нельзя!
– Какими вы видите дальнейшие взаимоотношения людей разных национальностей на Ставрополье?
– Если, как сегодня, никто не будет «подрезать крылья», то мы будем работать и дальше и придем к лучшим взаимоотношениям. Если государство начнет обращать на нас внимание и будет хоть какое-то финансирование общественным организациям давать, то все комитеты и отделы регионов и городов будут уже не нужны – мы сами решим национальный вопрос. Только пусть не мешают!