RU26
Погода

Сейчас+21°C

Сейчас в Ставрополе
Погода+21°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +14

10 м/c,

вос.

730мм 28%
Подробнее
USD 92,70
EUR 103,25
Образование Школьная форма детям вредит? Введут ли в Ставрополе единую школьную форму в 2024 году и что об этом думают психологи

Школьная форма детям вредит? Введут ли в Ставрополе единую школьную форму в 2024 году и что об этом думают психологи

А вы хотите как в СССР?

Из года в год перед Днем знаний ведутся дискуссии о возвращении единой школьной формы в российские школы. На этот раз не осталось в стороне даже минобразования Ставрополья. Вернут ли униформу для школьников — разбирался 26.RU

Что по закону

В 2023 году в Госдуму внесли законопроект с поправками к федеральному закону «Об образовании». Изменения касались порядка введения школьной формы в образовательной организации. До этого руководство школы имело право вводить обязательную униформу с разрешения совета родителей — даже если большинство мам и пап учеников всей школы против.

По новому закону, чтобы принять такое решение, нужно провести общешкольное родительское собрание. Форму можно утвердить, только если больше половины родителей всей школы выскажутся «за».

Авторы законопроекта объяснили, что когда решение принимает ограниченный круг родителей, зачастую не учитывается положение малообеспеченных семей. Отмечается, что школьная форма — самая большая статья расходов при подготовке к школе.

В пояснительной записке к документу приводятся данные Росстата о том, что в 2022 году собрать мальчика в школу стоило 22 тысячи рублей, а девочку — 26 тысяч рублей. За два года цены существенно выросли, кроме того, Росстат чаще всего учитывает лишь «программу-минимум». Например, на школьной линейке в 2024 году мать первоклассника рассказала 26.RU, что собирала ребенка в школу по средней ценовой категории и потратила около 50 тысяч рублей.

В 2024 году решение о том, вводить ли единую школьную форму, по-прежнему остается за школой. По статистике Роскачества, до 72% детей и родителей за униформу. 51% против единого стиля, а 19% заявляют, что откажутся ее носить. Тем временем 70% выступает за введение госстандарта на школьную одежду. Роскачество планирует разработать его к концу 2024 года.

Власти Ставрополья — «за»

В конце августа министр образования Ставрополья Мария Смагина высказалась по наболевшему вопросу. Она констатировала, что окончательное решение — за школой, но все же посоветовала вводить единую форму.

— Мы (министерство образования) рекомендуем, чтобы в каждой образовательной организации школьная форма была единая. Потому что она организует детей, она облегчает жизнь родителей, которым не нужно подбирать разные виды комплектов одежды для своих детей. И это в целом делает более структурированным образовательный процесс. Дети не обращают внимание на одежду, а занимаются тем, для чего они в школу пришли — для того, чтобы получать знания, — заявила Смагина.

Согласны ли с министром эксперты? Мы спросили психологов.

Это нужно не детям, а учителям

Учитель изобразительного искусства Евгения Заевская рассказала 26.RU, что, по ее мнению, каждая школа действительно должна решать вопрос о форме сама. Педагог считает, что в каждой образовательной организации свое уникальное сообщество, правила и обстоятельства.

— Каждая школа должна найти свой подход, который позволит максимально использовать преимущества школьной формы, минимизируя возможные негативные последствия. В конечном счете, главное — создать такую образовательную среду, где каждый ученик сможет развиваться всесторонне, чувствовать себя комфортно и уверенно, а также гордиться своей школой и своим внешним видом, — думает Заевская.

Из плюсов школьной формы учительница отметила формирование дисциплины и порядка, уменьшение социального неравенства, снижение отвлекающих факторов, формирование идентичности и гордости за школу и экономию времени и средств. При этом у единого стиля для учеников есть и вредные аспекты, считает она. Среди них: ограничение самовыражения, некомфортность и непрактичность формы, дополнительные расходы, негативные ассоциации с устаревшими традициями.

Образовательный психолог Юлия Шевченко заявила, что никаких научных доказательств пользы школьной формы нет.

— Упоминания о том, что целью введения школьной формы является получение определённых психологических эффектов, должны быть подкреплены научными исследованиями, а не простой уверенностью в том, что все это работает именно так, как кажется. Ни один из популярных тезисов о пользе школьной формы — «она дисциплинирует», «она способствует возникновению важного чувства принадлежности», «она позволяет скрыть или замаскировать социально-экономическое неравенство» — не доказан для общей ситуации, то есть, не может быть серьезной основой для введения формы, обязательной к ношению во всех школах. Масштабных качественных исследований на эту тему в нашей стране в последнее время не проводилось, а зарубежные работы приносят очень спорные результаты, — утверждает специалист.

Психолог считает, что форма больше нужна родителям и учителям, чем самим детям.

— Именно взрослые воспринимают учащихся в форме более позитивно, а не дети, надев форму, ведут и чувствуют себя лучше. И тогда возникает закономерный вопрос: чьи интересы мы ставим во главу угла, когда обсуждаем необходимость внедрения формы, — заключила Шевченко.

Детский психолог Юлия Пирогова взглянула на вопрос с точки зрения формирования детской и подростковой психики. Она обозначила, что у 7-летнего ребенка и 15-летнего подростка разные потребности и внутренние процессы, и в начальной школе форма еще может быть полезна для адаптации и входа в роль ученика.

— Но в более старшем возрасте, ближе к пубертату, форма скорее мешает психике проживать свои важные процессы в социальной среде. Потому что одежда это ярчайший способ самовыражения, невербальной коммуникации, некая «система сигналов», необходимая для подростков. И здесь форма скорее нужна школе и учителям, для «порядка» и внешней красоты, чем для учеников, чьими физическими границами, по сути, распоряжается в этот момент школа, — отмечает психолог.

Эксперт уверена, что тезис об уравнивании детей с помощью формы не работает. Те, кто хочет выделиться, все равно найдут способ это сделать, а дети, которым не важна иерархия, и так не будут обращать внимание на эти различия.

С научной точки зрения Пирогова сошлась во мнении с предыдущим экспертом.

— Нет ни одного достоверного исследования, которое бы хоть как-то оправдывало «уравнивание» как инструмент формирования свободных, мыслящих личностей, которыми мы хотим вырастить наших детей, — заявила специалист.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
Пятница 13-ое: стоит ли бояться неприятностей в этот день — объясняет нумеролог
Алина Шадрина
Мнение
«Платеж — больше половины зарплаты». Обладательница новой двушки рассказала, как решилась на ипотеку с безумными процентами
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Мнение
«Как-то она прятала перепившего ученика в шкафу»: журналист — о звонке любимому учителю
Анонимное мнение
Мнение
Сиквел «Слова пацана»? Чего ожидать от сериала «Комбинация»: отзыв кинокритика, который уже смотрел фильм
Анонимное мнение
Мнение
Отношение к русским, цены на жилье и тоска по дому: российский инженер перебрался в Барселону — как ему там живется?
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления