Экономика Кризис-2024 Куда уплывает русский минтай. Почему Россия, держава 12 морей, осталась без рыбы

Куда уплывает русский минтай. Почему Россия, держава 12 морей, осталась без рыбы

Наши граждане потребляют рыбной продукции почти в три раза меньше нормы

Спрос на рыбу растет, а ее становится всё меньше

Валентина Матвиенко на недавнем заседании Совфеда задала, в общем-то, давно напрашивающийся у всех вопрос: почему в России, морской державе с 12 морями и тремя океанами (больше всех в мире), населению не хватает рыбы? На «правительственном часе» с министром сельского хозяйства Оксаной Лут, председатель Совета Федерации честно сказала: рыба стала недоступной для многих граждан.

Матвиенко привела конкретные цифры, указывая на то, что с сентября 2023 года цена на горбушу на Дальнем Востоке возросла с 152 рублей до 270 рублей за килограмм. Аналогично стоимость филе трески достигает уже 2 тысяч рублей за килограмм.

— Если посмотреть, прилавки магазинов не радуют рыбным разнообразием», — отметила Матвиенко.

Разбираемся с экпертами, почему так получилось. Подробности — в материале МSK1.RU.

Спрос растет, а предложение падает

Согласно норме, рекомендованной Минздравом РФ, россияне должны съедать 28 кг рыбы на человека в год. Однако в некоторых регионах потребление значительно ниже: менее 10 кг на душу населения. Матвиенко подчеркнула, что необходимо анализировать ситуацию в сотрудничестве с ФАС, чтобы выяснить причины роста цен на рыбу.

Любая рыба уже перешла в разряд деликатесов, не только самая дорогая

— Впрочем, причины подорожания и так на поверхности, — говорит основатель агентства OptimPro, эксперт по маркетингу и продажам Антон Полилов, — это увеличение спроса и падение производства.

— Важен и сезонный фактор, — отмечает директор по исследованиям и разработке «СберМаркетинга» Евгений Батяшин. — Уже задолго до новогодних праздников россияне начинают заранее скупать считающиеся «праздничные» морепродукты, например красную икру.

Деликатесом станет и минтай

Правда, скоро в России к числу деликатесов, судя по ценам, можно будет отнести не только красную икру, форель и осетрину, но даже треску. Росрыболовство заявляет о рекордно низком вылове тихоокеанских лососей за последние 20 лет, отмечает доктор экономических наук, профессор РЭУ им Г. В. Плеханова Юрий Ляндау.

— Естественно, низкий улов приводит к росту цен. Но, к большому сожалению, об этой проблеме заговорили, только когда ситуация стала критичной. Раньше, до всех санкций, никого не смущало, что импортировать норвежскую рыбу в торговые сети было дешевле, чем поставлять свою, — жалуется Ляндау.

Согласен с ним и маркетолог Мирослав Радкевич, по мнению которого одной из главных причин роста цен на рыбу является высокая стоимость транспортировки продукции от производителей до конечного потребителя.

— Для того чтобы сделать рыбу доступнее, необходимо развивать логистическую инфраструктуру, особенно в отдаленных регионах и на Дальнем Востоке, где традиционно сосредоточены значительные объемы вылова. Снижение транспортных затрат позволит снизить конечную цену на продукцию для потребителей, — говорит Радкевич. — Кроме того, сегодня значительная часть выловленной рыбы перерабатывается за рубежом, что приводит к дополнительным затратам и, соответственно, росту цен.

А как можно добиться того, чтобы российская рыба перерабатывалась в России?

— Государство должно стимулировать развитие перерабатывающих предприятий внутри страны. Необходимо, конечно, поддерживать рыбаков и рыболовные предприятия. Это могут быть вложения в субсидии для малых и средних предприятий, занимающихся рыболовством, государственные гранты и льготы на топливо, оборудование и лицензии для рыбаков.

Матвиенко говорила, что одна из главных причин повышения цен — это слишком высокие налоги.

— Абсолютно согласен! Необходимо пересмотреть налоговые ставки и условия для рыбопромышленных предприятий, сделать их более гибкими и справедливыми. Это поможет бизнесу развиваться без необходимости повышать цены на свою продукцию для покрытия налоговых затрат.

Важно стимулировать спрос на рыбу и морепродукты через маркетинговые каналы и образовательные программы, направленные на информирование потребителей о пользе рыбных продуктов. Развитие культуры потребления рыбы может способствовать увеличению внутреннего спроса. А это, в свою очередь, повысит интерес к рыболовному бизнесу и поддержит его устойчивость, — добавляет Радкевич.

Юрий Ляндау добавлет, что государство должно помочь не только с решением проблем производства и логистики рыбных продуктов, но и сбыта.

— Я уже неоднократно говорил, что требуется государственное регулирование наценок торговых сетей. Даже если сравнивать цены на рыбную продукцию в торговых сетях в Москве и в магазинах, которые не являются сетевыми в Московской области, мы увидим существенную разницу, — говорит Ляндау. — Конечно, торговые сети сейчас могут оппонировать, что у них большие расходы и не все магазины прибыльные, но тогда им нужно тоже заниматься серьезной оптимизацией, а не простым перекладыванием проблем на конечного потребителя.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Будто там коровы стоят». Известный дизайнер и блогер Артемий Лебедев — о том, почему на работе так важен туалет
Артемий Лебедев
дизайнер, блогер
Мнение
50 тысяч на четверых: как семья провела бюджетный отпуск на озерах Казахстана — инструкция
Анонимное мнение
Мнение
Родители-правокачатели и высокомерные завучи: физрук объяснил, почему сбежал из школы
Анонимное мнение
Мнение
«Не люблю нытиков»: вахтовик с зарплатой 300 тысяч ответил тем, кто жалуется на свой доход
Анонимное мнение
Мнение
Что выдала нейросеть «Пелевин». Рецензия на новую книгу «Круть»
Сергей Князев
Рекомендуем
Объявления