СЕЙЧАС -3°С
Все новости
Все новости

Спиртное подорожает? Минимальные цены на крепкий алкоголь хотят поднять с нового года. Что это значит

Разбираемся, в чем причина, насколько вырастут цены и ждать ли дефицита импорта

Власти собираются переписать ценники на крепкий алкоголь с нового года

Поделиться

С начала 2023 года в России планируют повысить минимальные цены на водку, бренди и коньяк. С таким предложением выступил Минфин РФ. Самая низкая стоимость крепкого алкоголя вырастет в среднем на 7,7%. Разбираемся, с чем связано очередное повышение и что будет с импортным алкоголем, объемы которого сократились из-за санкций.

На что увеличат цены


Власти предлагают повысить минимальную розничную цену пол-литровой бутылки водки с 261 до 281 рубля, коньяка — с 480 до 517 рублей, бренди — с 348 до 375 рублей. Проект приказа министра финансов РФ за подписью Антона Силуанова опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Речь идет о внесении изменений в приказ Министерства финансов РФ от 7 октября 2020 г. № 235н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов».

Каких-то специальных экономических обоснований в приказе нет. Впрочем, такие повышения власти традиционно объясняют борьбой с контрафактом. Напомним, что последний раз минимальные цены на крепкий алкоголь поднимали год назад — с 1 января 2022 года. Тогда водка подорожала на 7,4%, коньяк — на 7,6%, а бренди — на 7,4%.

Впервые минимальные цены на алкоголь в России установили в 2009 году — на водку. В 2011-м ввели минимальные цены на коньяк, в 2016-м — на шампанское.

При этом минимальную цену не всегда поднимали. В феврале 2015 года предельную стоимость водки наоборот снизили с 220 рублей до 185 рублей, но уже в июне 2016 года подняли до 190 рублей.

Во всем виновата инфляция


Новое повышение цен на самый популярный антидепрессант связано прежде всего с инфляцией. По мнению экспертов, она сказывается на всех этапах поставки продукции — от производства до логистики и продаж.

— Минимальные цены введены для того, чтобы лишить ценового преимущества поставщиков нелегальной продукции. Но они должны также учитывать инфляцию, а она в этом году резко ускорилась, — отметил эксперт инвестиционной компании «ИВА Партнерс» Артем Клюкин.

— Алкогольная продукция ничем не отличается от другой продукции, которая производится в России. От гвоздей, телевизоров, мебели, продуктов и так далее. То есть на алкоголь оказывают влияние те же самые экономические факторы — подорожание сырья и комплектующих, к примеру этикеток, логистики и так далее. На инфляционный процесс накладывается еще и акцизное повышение (налог, который государство получает с каждой единицы алкогольной продукции) — на 7% с января 2023 года, — объяснил директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. — Плавное повышение — это нормальный процесс. У нашего государства был негативный опыт в 2012–2014 годах. Тогда проводили реформу, и водка за три года выросла в цене в два раза. Хотя до этого она дорожала не более, чем на 7–10% в год. В результате рухнул легальный алкогольный рынок.

Эксперты называют водку остросоциальным товаром. Это значит, что резких движений в ее отношении допускать нельзя

Эксперты называют водку остросоциальным товаром. Это значит, что резких движений в ее отношении допускать нельзя

Поделиться

Минимальные розничные цены используются для борьбы с теневым производством и дешевой контрафактной продукцией, подтвердила аналитик финансовой группы «Финам» Анна Буйлакова. По ее словам, повышение минимальных цен действительно отражает удорожание себестоимости на фоне инфляции и повышения акциза на спирт с 2023 года.

Дополнительными факторами стали рост спроса на внутреннем рынке и сокращение поставок из ряда стран, связанное в основном не с санкциями, а с логистическими трудностями, добавил Артем Клюкин.

— Повышение минимальных цен должно скорректировать этот эффект. Но роста цен на весь алкоголь в связи с повышением не произойдет, они уже повышены рыночными механизмами, — указал эксперт ИК «ИВА Партнерс» Артем Клюкин.

По данным Росалкогольрегулирования, за 8 месяцев этого года производство водки выросло на 9,2%, коньяка — на 14,9%. Продажи водки в этот же период увеличились на 7,1%, коньяка — на 3,9%.

Станут меньше пить?


А вот в том, как увеличение минимальной стоимости крепкого алкоголя повлияет на потребление, мнения экспертов разошлись.

Вадим Дробиз уверен, что рост розничного минимума в пределах 7–8% не окажет никакого влияния на объемы потребления — ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения.

— Частным потребителям и бизнесу, конечно, никогда не нравится любой рост цен, но это объективная реальность. Так что переживут. Ну, не может алкоголь оставаться на прежнем уровне, когда продукты подорожали на 15%! — констатировал директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя. — Подорожание почувствует лишь небольшой сегмент потребителей — условно говоря, с зарплатами 20–25 тысяч рублей, которые пользуются легальным рынком алкоголя. Те, у кого доходы меньше, и так в магазины не ходили.

Пока минимальные цены на алкоголь не догнали инфляцию

Пока минимальные цены на алкоголь не догнали инфляцию

Поделиться

Влияние такого решения на продажи неоднозначно, оценила аналитик ФГ «Финам» Анна Буйлакова, сославшись на исследование Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИРиРЭШ).

— Авторы исследования указывают на эффект замещения водки самогоном при росте цен на водку и замещения в паре «водка-пиво» — при росте цен на один из видов алкоголя, — отметила Анна Буйлакова. — Удорожание крепких алкогольных напитков вкупе со снижением реальных располагаемых доходов может повысить потребление подпольной самодельной продукции, тем самым снизив продажи регулируемых игроков.

Также возможно смещение потребления с крепких на слабоалкогольные напитки, добавила эксперт.

Импорт станет дефицитом?


В марте на фоне спецоперации на Украине крупные зарубежные алкогольные производители заявили о приостановке экспорта и уходе из России. Например, такую позицию заняли британская алкогольная компания Diageo, крупнейшие чешские пивоварни. А украинский производитель Nemiroff сообщил, что аннулирует лицензию на выпуск продукции в нашей стране. Кроме того, из-за скачка курсов валют дистрибьюторы повысили закупочные цены на импортные напитки.

С тех пор резко сократились поставки импортного алкоголя в торговых сетях — как по количеству, так и по ассортименту. По словам продавцов, в алкомаркетах и федеральных сетях некоторые позиции вообще исчезли из продажи. Например, днем с огнем не найти настоящих игристых вин из региона Шампань.

А с импортным ассортиментом всё печально

А с импортным ассортиментом всё печально

Поделиться

За лето ассортимент шампанского в крупных торговых сетях сократился на 95%, виски — на 50%, французского коньяка — на 50%, импортного пива — на 40%, другого иностранного алкоголя — на 35%, сообщили в Ассоциации компаний розничной торговли (входят X5 Group, «Магнит», «Лента», Auchan и другие). По прогнозам ритейлеров через три месяца ассортимент уменьшится вдвое. Неужели к Новому году мы столкнемся с дефицитом импортного алкоголя?

Чтобы не допустить опустошения прилавков, Ассоциация попросила правительство включить ряд алкогольных брендов в перечень разрешенных к параллельному импорту.

— Параллельный импорт алкогольных брендов, покинувших российский рынок, позволит сохранить ассортимент привычной для потребителя продукции. На российском рынке действует эффективная система контроля импортной алкогольной продукции, и она сохранится при разрешении ввоза ряда брендов без согласия правообладателей, — указал председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев. — Импортеры несут ответственность, в том числе административную и уголовную, за качество ввезенной продукции на территорию РФ. Система ЕГАИС позволяет отследить перемещение каждой единицы алкогольной продукции на всех этапах оборота — от импортера и склада до финальной продажи потребителю.

Все этапы оборота алкоголя, включая розничную торговлю, являются лицензируемыми видами деятельности, а крупные импортеры и торговые сети — добросовестными участниками рынка, которые не заинтересованы во ввозе неоригинальных или сомнительных товаров, подчеркнул руководитель Ассоциации компаний розничной торговли.

А при запрете на параллельный импорт неизбежно возникнет дефицит алкогольной продукции, который гораздо быстрее спровоцирует появление теневого рынка, рост контрабанды и производства поддельного импортного алкоголя внутри страны, резюмировал Игорь Караваев.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter