В регионе сокращаются любимые пассажирами электрички. Почему это происходит и как разрешить ситуацию – в интервью генерального директора ОАО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» Андрея Лесниченко.
– Андрей Витальевич, какая ситуация на сегодня сложилась в двух федеральных округах, ЮФО и СКФО, с пригородными перевозками пассажиров?
– 2014 год был сложным с точки зрения сохранения объемов перевозок в условиях недостаточного субсидирования со стороны региональных властей субъектов ЮФО и СКФО. На сегодняшний день из 143,5 пар поездов базового расписания на территории СКЖД в ходу находится 88,5 пар поездов (-40%), в том числе:
в Чеченской Республике полностью остановлено пригородное сообщение;
в Республике Дагестан из восьми пар осталось две, только на участке Дербент–Граница;
в Кабардино-Балкарской Республике – сокращена половина пар поездов (из восьми – четыре);
в Республике Северная Осетия Алания – из семи пар осталось три;
в Ставропольском крае – при базовом графике 45 пар в ходу – 20,5 пар поездов;
в Ростовской области сокращено 20% объема: 11,5 пар от базовых 59.
Это вынужденная непопулярная мера в условиях накопленного компанией за 2010-2014 гг огромного убытка – более трех млрд рублей.
Объемы движения сохранены только в Карачаево-Черкесской Республике, где правительство проводит сбалансированную политику в организации транспортного обслуживания населения (Это – плавный обоснованный рост тарифов для населения, оптимизация маршрутной сети и составности поездов, утверждение адекватного экономически-обоснованного тарифа для перевозчика, компенсация межтарифной разницы, республиканская поддержка льготных перевозок учащихся).
В виду того, что проблемы по большей части субъектов ЮФО и СКФО еще не решены, а это, прежде всего, такие крупные регионы как Ставропольский край и Ростовская область, компании не остается выхода, как продолжать ряд этих непопулярных мер, что прежде всего сказывается на конечном потребителе услуг – пассажире.
– Из этих двух «лидеров»-регионов где самая плачевная ситуация?
– Безусловно, это Ставропольский край.
В 2014 году в целях экономии бюджетных средств тарифная нагрузка по решению региональной тарифной комиссии края перенесена на население, вследствие чего тариф вырос на 35% – с 13,3 рублей до 18 рублей. В бюджете края на 2014 год средства на компенсацию потерь перевозчика вообще не предусмотрены.
Следует отметить, что в средствах массовой информации края настойчиво внедряется мысль о том, что инициатором поднятия стоимости тарифа для населения был сам перевозчик, что полностью не соответствует действительности. Речь в данном случае идет лишь о том, что в региональную тарифную комиссию нашей компанией был представлен расчет себестоимости перевозок, тогда как решение об установлении стоимости тарифа для населения было принято региональными властями самостоятельно, без учета мнения перевозчика.
При этом правительством края не в полной мере оценены социальные последствия таких решений – необеспечение массовой ежедневной трудовой миграции жителей, проблемы занятости и транспортной подвижности населения.
В конце декабря 2014 года ожидается решение тарифной комиссии по величине тарифа для населения на 2015 год. И если повторно край решит довести его до величины себестоимости перевозок, не предусмотрев региональной бюджетной поддержки перевозчика, то рост тарифа для населения составит к 2014 году – не менее 33%, к 2013 году – 80%.
– К чему это привело?
– Это привело к отмене поездов. Базовым расписанием было предусмотрено 45 пар. Сегодня – только 20,5 пар пригородных поездов. Сложность заключается еще и в том, что часть железнодорожных маршрутов являются транзитными, например, маршруты Минеральные Воды – Нальчик, Минеральные Воды – Беслан, Минеральные Воды – Стодеревская. Транзит шел по КБР, Северную Осетии и обратно в Ставропольский край. В том числе еще курсирует поезд Невинномысск–Черкесск (КЧР). Ставропольский край не увидел необходимость финансирования части этих поездов по территории края. При этом сформированный и подписанный государственный заказ на транспортное обслуживание республиками был подписан с соответствующими размерами компенсации убытков нашей компании.
– Андрей Витальевич, среднестатистический пассажир электрички – он какой?
– Прежде всего, услугами пригородного железнодорожного транспорта пользуются социально незащищенные слои населения, в их числе пенсионеры, школьники и студенты. При этом задача субъекта федерации как раз в том, чтобы сдерживать тариф прежде всего за счет компенсации транспортным компаниям. Чтоб этот вид транспорта был доступным.
На школьников и студентов распространяется льгота в 50%, которая была принята всеми субъектами федерации по рекомендации президента РФ. Скидку в 50% местные бюджеты компенсируют.
Также большой пласт пассажиров составляют федеральные льготники, порядка 18% всех наших пассажиров. Здесь заключен договор напрямую с Минсоцзащиты РФ.
В Ростовской области большое количество региональных льготников, согласно законам, принятым в Ростовской области. Благодаря их значительной транспортной подвижности на Дону себестоимость перевозок самая маленькая. Со своей стороны ежегодно правительство Ростовской области эти расходы нам компенсирует.
– В Ростовской области развито и автомобильное сообщение, а вот на Ставрополье как нигде актуальны именно электрички. Этот вид транспорта безопаснее, если учитывать географическое положение региона…
– Исторически сложилось, что использование электротранспорта в КМВ неразрывно ассоциируется с курортом.
Фактически в агломерации КМВ электрички используются населением как городской транспорт. Соответственно, исторически обусловлено расположение жилых районов и мест работы вблизи железной дороги.
Автотранспортная альтернатива, предлагаемая сегодня Министерством транспорта населению, неадекватно заменяет ж/д транспорт по следующим критериям: отсутствие на автотранспорте льгот учащимся, федеральным льготникам; вместимость подвижного состава; точность расписания; транспортная и экологическая безопасность перевозок.
Отказ от железнодорожных перевозок на КМВ – это негосударственный подход со стороны правительства края, так как ОАО «РЖД» в последние годы вложило колоссальные средства в инфраструктуру железной дороги на территории Кавказских Минеральных Вод, Это отличное состояние путевого хозяйства, вокзалов, павильонов, высоких платформ, приспособленных, в том числе, для передвижения и посадки маломобильных граждан; перевод участка Минеральные Воды – Кисловодск на переменный ток с полной заменой парка электропоездов, оборудование вокзалов турникетами.
– Ходят слухи, что какой-то директор АТП лоббирует свое предприятие, а электрички ему, мол, мешают...
– Слухи не собираю... Но мы готовы продолжить свою работу в том виде, в каком ее и начинали. Должна быть здоровая конкуренция, это все, что я могу прокомментировать по этому вопросу.
Разработанная правительством и в мае утвержденная Концепция развития пригородного железнодорожного транспорта предусматривает развитие всей транспортной схемы и увязку всех видов транспорта в регионах. У нас есть понимание по республикам Северного Кавказа. Ставропольский край хочет вернуть базовую сеть, но при этом подкрепление из бюджета края отсутствует.
– А жалобы к вам поступали и требования вернуть электрички?
– Огромное количество жалоб поступает в СКЖД, на блог Владимир Ивановича Якунина на сайте РЖД. И нужно отдать должное, на каждую жалобу Владимир Иванович отвечает лично. Больше всего жалоб именно от жителей Ставропольского края. Суть такая: верните электрички! И винят в отмене исключительно железнодорожников. А то, что из-за этой ситуации именно железнодорожники остаются без работы, никто и не задумывается. Людей попросту сокращают... Есть опасность закрытия депо «Минеральные Воды», уже подписан приказ на сокращение 187 человек. Это невозобновляемый ресурс.
– Какой вы видите выход из сложившейся ситуации?
– Главным событием прошедшего года является утверждение в мае правительством Российской Федерации Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Это свидетельствует о том внимании, которое уделяется вопросам обеспечения населения перевозками в пригородном сообщении на самом высоком государственном уровне.
У государства есть четкое понимание того, что пригородное сообщение служит интересам как каждого в отдельности пассажира, так и всей экономике страны. Ведь его доступность позволяет гражданам, проживающим в отдаленных населенных пунктах, найти работу, затратив на проезд разумные средства и время. Неоспоримы преимущества проезда в электричке и в условиях мегаполисов с их многокилометровыми автомобильными пробками.
Надеемся, что успешная реализация предложенных концепцией принципов со стороны всех участников перевозочного процесса позволит, как минимум, сохранить существующий уровень, а в перспективе – увеличить объемы движения пригородных поездов и улучшить качество перевозок. Несмотря на все трудности, мы с оптимизмом смотрим в будущее пригородных перевозок.
Фото: Видео Дарьи БУКСАНОВОЙ