Траты автомобилистов на горючее в следующем году существенно увеличатся – в среднем на 10%. За литр бензина придется выложить около 40 рублей. Такой прогноз по росту цен на топливо на днях высказал президент Союза нефтепромышленников России Геннадий Шмаль.
Прогнозируемый рост цен на топливо уже вызвал недовольство среди автомобилистов. По словам президента Союза нефтепромышленников России Геннадия Шмаля, сейчас в стране нет никаких оснований для снижения цен на бензин, поэтому в следующем году, из-за роста мировых цен на нефть и введения новых налоговых ставок на добычу природных ископаемых, стоимость горючего будет стремительно расти. Согласно прогнозам эксперта, которые приводит «Российская газета», рост в среднем составит 10%. Так, литр бензина АИ 92 вырастет в цене до 35-36 рублей, за АИ 95 придется выложить около 38 рублей, за АИ 98 – 40 рублей за литр. «Цены будут идти вверх, так как нефть дорожает, вводятся новые налоговые ставки на ее добычу. Я не вижу оснований для того, чтобы цены на бензин падали», – пояснил изданию Геннадий Шмаль.
В этом году к сентябрю по сравнению с январем цена литра бензина АИ 92 выросла на 7%, АИ 95 – на 9,8%, дизельного топлива – на 11,8%
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов полагает: нет никаких сомнений в том, что прогноз президента Союза нефтепромышленников оправдается. «Причин сразу несколько. В первую очередь – значительная фискальная нагрузка на отрасль, которая остаётся одной из бюджетообразующих, поэтому, чтобы выполнять все свои обязательства перед государством и при этом остаться эффективными, нефтяники и газовики просто будут вынуждены повышать цены на свою продукцию», – объясняет эксперт и добавляет: не стоит сбрасывать со счетов и инфляция. По словам спикера, в следующем году цены на нефтепродукты, возможно, будут кратковременно незначительно снижаться, но лишь в отдельных регионах или в отдельных сетях АЗС.
А как в Европе?
Во Франции стоимость литра бензина АИ 95 – 66 рублей, в Германии – 67 рублей, в Восточной Европе – около 56 рублей.
Как рассказывает аналитик УК «СОЛИД Менеджмент» Ирина Ступакова, мировые цены на нефть сейчас находятся на довольно высоком уровне, и российским нефтедобывающим компаниям становится гораздо выгоднее реализовывать сырье на внешних рынках в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры. «Соответственно, цены на нефтепродукты закономерно растут и на российском рынке. Кроме того, растут затраты и на логистику, и рабочую силу, что влияет на стоимость товара для конечных потребителей», – говорит она. Эксперт считает, что влиять каким-то образом на рост цен крайне проблематично, поскольку печальный опыт показал: когда государство пыталось это сделать, россияне стали свидетелями локальных топливных кризисов. Поэтому, резюмирует Ирина Ступакова, единственным возможным механизмом является конструктивный диалог власти и бизнеса.
Председатель региональной топливной ассоциации Владимир Гришин разводит руками. По его словам, рост цен на бензин – неизбежное явление. Как объясняет собеседник, если в сентябре и октябре на мелких автозаправочных станциях стоимость литра горючего была на несколько десятков копеек ниже, чем у крупных федеральных компаний, что позволяло им конкурировать с известными нефтяными компаниями, то недавно и мелкие игроки были вынуждены сменить ценники из-за повышения оптовой стоимости бензина. «Те, кто не может обходиться без машины, продолжат заправляться, несмотря на рост цен. Другое дело, водители-пенсионеры, которые после каждого подорожания задумываются: ехать ли им на общественном транспорте или раскошелиться на бензин», – резюмирует спикер.