RU26
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Ставрополе

Погода+15°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

0 м/c,

729мм 39%
Подробнее
USD 92,59
EUR 100,27
Авто ВТО для авто – лекарство от пошлин?

ВТО для авто – лекарство от пошлин?

Пошлины на автомобильный импорт после вступления России в ВТО будут медленно, но верно снижаться. К 2019 году на новые машины они должны составить 15% вместо нынешних 30. Сократятся ставки и по бэушному транспорту, но только для авто возрастом до семи лет

Пошлины на автомобильный импорт после вступления России в ВТО будут медленно, но верно снижаться. К 2019 году на новые машины они должны составить 15% вместо нынешних 30. Сократятся ставки и по бэушному транспорту, но только для авто возрастом до семи лет. Самый резкий спад тарифов ожидается по тяжелым грузовикам: через семь лет ввозная пошлина рухнет до 5%. Однако участники рынка не спешат радоваться новым условиям, да и автомобилистам не дают таких поводов.

В 2009 году, дабы поддержать отечественный автопром, в России введены заградительные пошлины на иномарки. Судя по расчетам, на новый импорт после вступления в ВТО тарифы должны вернуться на уровень 2008 года и составить 25%, затем в течение трех лет держать эту планку. Далее за четыре года пошлина дойдет до 15%, то есть за семь лет она сократится в два раза.

Много это или мало?

К примеру, импортер ввозит Mazda3 1,6 таможенной стоимостью 10 000 евро (419 тысяч рублей). Нынешняя пошлина – 126 тысяч рублей, НДС – 99 тысяч, доставка и прочие расходы пусть будут 20 тысяч, и тогда с учетом акциза и оформления получается «розничная» цена 664 тысячи рублей.

Уменьшим ставку в два раза – цена упадет до 593 тысяч рублей, то есть всего на 11%. Даже этот условный расчет показывает, что шквального обвала цен даже через семь лет после вступления в ВТО ждать не стоит.

«На заметное снижение надеяться не приходится. Вероятнее всего, будут применены методы нетарифного регулирования, например введение специальных статей технического регламента, которые вынудят зарубежных производителей выполнять дополнительные операции, повышающие стоимость автомобилей, – комментирует аналитик ИК «Финам» Алексей Захаров. – Как это делается, можно посмотреть на примере Южной Кореи (кстати, члена ВТО), очень плотно закрывшей свой рынок: импорт автомобилей там составляет менее 10%».

Процесс вступления России в ВТО планируется завершить к лету 2012 года, то есть постепенное снижение пошлин начнется уже в следующем году, в том числе и на подержанные иномарки от трех до семи лет. Причем на последние ставки упадут сразу на 10% и в итоге за семь лет остановятся на уровне 20%. При этом уменьшится и специфическая ставка (сейчас установлен не только размер пошлины в процентах от цены, но и ограничение по стоимости одного кубического сантиметра): с 1,2–2,8 до 0,7–1,6 евро за куб. Что касается машин старше семи лет, они по-прежнему останутся в черном списке с высокими пошлинами.

Для сравнения: если сейчас ввезти четырехлетку с мотором 1,6 литра стоимостью 10 000 евро (419 тысяч рублей), на таможне придется оставить 168 тысяч рублей или 40% от цены автомобиля. То есть в принципе есть некоторое потепление, только не нужно забывать, что специфических ставок (зависящих от объема мотора) также не отменят, а значит, выгодно будет возить машины с небольшими двигателями.

По данным «Автостата», импорт иномарок в РФ за девять месяцев 2011 года вырос на 56% (до 670,8 тысяч авто) по сравнению с АППГ. Тройка лидеров неизменна: Toyota (78,2 тысячи авто, + 65%), Daewoo (69,1 тысячи авто, + 31%) и Nissan (68 тысяч авто, + 73%).

«Сейчас выгоднее всего работать с авто от трех до пяти лет и объемом до трех литров. После вступления в ВТО благоприятной ситуации, как раньше, все равно уже не будет. Никто не станет рубить сук, на котором сидит, поэтому ожидать снижения цен на ввозные иномарки я бы не стал. Уже проделана большая работа, куча производителей отстроили свои заводы в России. Кому выгодно снижение ставок? Да, пишут, что в течение семи лет цифры будут меняться, но это ни о чем не говорит. Например, сейчас пошлина считается от стоимости, указанной в иностранных прайсах, после снижения ставки ее могут считать от той цены, которая будет указана в российских каталогах, а она будет выше. Условно говоря, если за рубежом машина стоит 10 тысяч долларов, у нас – 12 тысяч, то будут считать уже не 30% плюсом к зарубежной цене, а 25% или позже 15% – к нашей. То есть вся эта выгода просто будет съедена разницей в базе, от которой считают. Все равно найдут выход в свою пользу», – говорит директор компании «Гудзон-Авто» Андрей Ращектаев.

Пока производители не предсказывают радикального изменения конъюнктуры рынка: сборочные предприятия даже при таком раскладе имеют преимущество перед импортом, особенно в первые годы ВТО. Ведь они ввозят компоненты с наценкой 0-5%, и даже «непромышленные» сборщики имеют ставку на уровне 15%.

«Кардинально цены на легковые автомобили в следующем году не изменятся. Пошлины в ценообразовании не играют первостепенной роли, а импортированных иномарок продается на российском рынке порядка 45%, – сообщает начальник отдела аналитики АА «Автостат» Андрей Топтун. – При сохраняющемся уровне спроса цены снижаться не будут и на иномарки российской сборки. Конечно же, все производители будут мониторить рынок и следить за действиями конкурентов в вопросах ценообразования. Уже позже, спустя три-семь лет, когда пошлина упадет до 15% на новые легковые автомобили и понизятся пошлины на подержанные автомобили, можно ожидать небольшого понижения цен и увеличения импорта иномарок с пробегом».

Обязательство производителей выпускать определенный объем (и немаленький) автомобилей в год приведет к росту конкуренции на рынке не только новых машин, но и новых с бэушными. Насыщение новыми иномарками рано или поздно приведет к сокращению спроса на них и активной ротации машин на вторичке. Это может скорректировать расценки на рынке первичном даже с большей вероятностью, нежели упавшие налоги.

«Что касается роста конкуренции новых иномарок и с пробегом, на мой взгляд, постепенно их доля на рынке уравняется, но это произойдет небыстро. Сейчас на территории страны открыто много иностранных производств, и спрос на автомобили только растет. То есть пока рынок не насытится, новые иномарки будут держать лидерство. О снижении цен говорить сложно, но опыт показывает, если на что-то цена падает, что-то другое дорожает», – говорит руководитель направления Ford компании «Планета Авто» Вадим Валеев.

В отличие от легковых машин, ставки по грузовикам упадут еще ниже и резче. На первом году на новые машины они снизятся с 25 до 10%, а через три года – до 5%. Пошлины сократятся и для бэушных «тяжеловесов», в том числе и старше семи лет: ставка за один кубический сантиметр упадет с 4,5 до 1 евро.

Последствий два. Тяжелее придется местным сборщикам грузовиков, например калужскому Volvo и челнинскому Mercedes-Benz. Может увеличиться импорт недорогих автомобилей из Китая, печально прославившихся низкой надежностью: в последние годы то и дело происходят аварии из-за отказавших тормозов и перегруза. Но качество ввозимой продукции – это прерогатива сертификационных органов и технического осмотра, а не таможенников, поэтому для ограждения производителя от опасных машин достаточно более строгих правил сертификации и эксплуатации.

Почему именно по грузовым машинам запланированы категоричные изменения?

«Они коснутся именно тяжелых грузовиков, таких, которые просто не производятся у нас в стране, поэтому спрос найдет удовлетворение в импортируемых машинах», – считает генеральный директор компании СТО «Молния» Анатолий Рудько.

Есть и другие объяснения. «Этот сегмент сейчас прикрыт российскими таможенными заслонами весьма плотно – для защиты КАМАЗа. И формально, по нормативам ВТО, именно в части тяжелой автотехники необходимо снижать ставки. Однако я не сомневаюсь, что и здесь будут существовать методы нетарифного регулирования. Камский автозавод слишком важен для экономики не только Татарстана, но и всей страны, да и военный аспект не стоит забывать, – поясняет Алексей Захаров. – Полагаю, что в Россию не хлынет поток китайской техники. Этому мешают две вещи: политика китайцев, пренебрегающая послепродажным обслуживанием, и негласно существующий, но явственный режим «наибольшего неблагоприятствования», проводимый нашими властями в отношении производителей из КНР. Вряд ли это сильно изменится с вступлением в ВТО. Практика показывает, что и в рамках объединения можно отлично перекрывать границы, и я не сомневаюсь, что в отношении АвтоВАЗа и КАМАЗа будут выполняться все возможные протекционистские процедуры».

Кроме ценовых вопросов при вступлении в ВТО отечественным производителям придется решать задачу с модернизацией. Министр промышленности и торговли России Виктор Христенко подчеркнул, что это время будет болезненным для автомобильной отрасли, потому что растущая конкуренция обязывает ускорить технологическое обновление.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем