¬ менеджеры по продажам готовы брать людей любых профессий, только никто не хочет
¬ менеджеры по продажам готовы брать людей любых профессий, только никто не хочет

–оссийский рынок труда оказалс€ в парадоксальной ситуации: в то врем€, как вузы изо всех сил готов€т юристов, экономистов, психологов и представителей других фундаментальных специальностей, на работе ждут айтишников и менеджеров по продажам. јйтишникам повезло больше — работодатели охот€тс€ за ними чуть ли не со школьного выпускного, а вот с менеджерами дела обсто€т не так хорошо: в вузах их ремеслу не учат, да и идти в такую профессию по собственной воле никто не желает.

ѕереписыва€ учебные программы, приглаша€ на лекции практиков, государственные вузы пытаютс€ подстроитьс€ под реалии бизнеса. Ќо рынок труда остаетс€ лернейской гидрой, у которой на месте отрубленной головы вырастают несколько новых: только вы научились отличать директ от декрета и признали SMM-менеджмент профессией, как она распалась на п€ть новых.

—вободна€ каста

¬ечный вопрос: на кого пойти учитьс€, чтобы диплом не стал украшением интерьера, годами собирающим пыль на верхней полке. Ќачнем сразу со спойлера: в нынешнем технократическом обществе еще долго будут котироватьс€ IT-специалисты: разработчики, программисты, тестировщики, проект-менеджеры. ∆есткий дефицит квалифицированных специалистов превратил их подбор в отдельный рынок труда со своей экосистемой. IT-компании начинают подбирать себе сотрудников и обучать их зачастую еще тогда, когда они только сид€т на своей первой школьной олимпиаде по математике. «яндекс» несколько лет за свой счет обучает разработчиков приложений, программистов и дата-сайентистов. ¬ ”ральском федеральном университете введение в специальность у первокурсников читают сотрудники федеральных гигантов с местными корн€ми — Naumen, «— Ѕ- онтур», JetStyle.

ќчередь из работодателей к умному айтишнику выстраиваетс€ уже на втором курсе
ќчередь из работодателей к умному айтишнику выстраиваетс€ уже на втором курсе

— —о студентами нужно работать со второго курса и до конца, чтобы замотивировать их прийти в компанию, — рассказывает HR & PR директор digital-агентства JetStyle јнна “ать€нкина. — —егодн€ хороший специалист выбирает между несколькими компани€ми, детально погружа€сь в то, какие задачи предстоит решать, кто будет его руководителем, какие есть перспективы в плане профессионального и карьерного роста. —прос на айтишников только растет, вместе с тем растет и уровень предлагаемой заработной платы. ѕри этом с развитием технологий все врем€ по€вл€ютс€ новые востребованные специальности.

ѕо данным портала HH.ru, 38% общего объема вакансий занимают вакансии, св€занные с программированием и разработкой. —амые высокие зарплаты по-прежнему у java- и python-разработчиков: в ћоскве, —анкт-ѕетербурге, Ќовосибирске, ≈катеринбурге, ѕерми, —амаре и ќмске эти специалисты получают от 92 до 138 тыс€ч рублей в мес€ц. ¬ Ќижнем Ќовгороде, „ел€бинске, ”фе и  расно€рске зарплата чуть ниже — 57–86 тыс€ч рублей. ћеньше всего зарплата разработчиков –остова-на-ƒону и ¬олгограда: от 46,8 до 77,7 тыс€чи рублей.

≈ще одна мегавостребованна€ (по данным HR-компаний) професси€ — менеджеры по продажам. » у нее дела откровенно не задались: во-первых, в государственных вузах такой специальности в чистом виде нет, вместо нее фигурирует «торговое дело», по которому стандарты образовани€ были прописаны дес€ть, а то и двадцать лет назад.

¬о-вторых, работать менеджером по продажам по-прежнему не престижно — так считают соискатели и их потенциальные партнеры, руководители фирм, наученные горьким опытом нулевых, когда менеджерами представл€лись мошенники.

— –ынок труда в нулевых годах испортили менеджеры-«кидалы», которые на бумаге продавали металлопрокат вагонами, а на деле у них не было ничего, кроме подписи на этих бумагах, — объ€сн€ет бизнес-тренер по маркетингу и продажам ≈вгений ѕродажный. — –епутацию менеджерам до сих пор пытаютс€ вернуть маркетологи, но пока это получаетс€ слабо.

–ынок выходит из финансового кризиса 2014–2015 годов, говор€т представители сервиса вакансий
–ынок выходит из финансового кризиса 2014–2015 годов, говор€т представители сервиса вакансий

Ќо есть и хорошие новости: менеджером, в отличие от IT, можно устроитьс€ с любым дипломом: если вы умеете продавать, на работу вас возьмут даже с корочками сварщика или учител€ биологии. ’орошие специалисты получают зарплату выше рыночной — это не секрет, но отыскать их в кадровом хаосе порой не под силу даже опытным хантерам.

— Ёто сама€ попул€рна€ позици€, но где брать хороших менеджеров — непон€тно, — рассказывает директор HR&Finance Group, хантер с 15-летним стажем ≈лена ∆уравлева. — ќгромна€ образовательна€ машина не сможет быстро перестроитьс€: стандарты под эту профессию нужно посто€нно переписывать, а вузам с их фундаментальным строем и привычкой проводить согласовани€ на разных уровн€х — от внутреннего до министерского — делать это т€жело. Ќужен прорыв в образовании, но его нет. » неизвестно, когда будет.

ѕродавать будущие менеджеры учатс€ или в частных вузах, или на специальных курсах: стоимость тренингов стартует от 15 тыс€ч рублей.

» есть еще один нюанс: хлеб менеджеров по продажам стали забирать вездесущие айтишники, которые предложили миру автоматизированных помощников. Ћюба€ продающа€ фирма может записать через программу скрипты продаж, программа подключаетс€ к сайту, и далее с клиентом общаетс€ робот — всЄ как на «јли Ёкспресс», где автоматизированные помощники обрабатывают 98% обращений. Ќо экстренна€ автоматизаци€ — истори€ пока не про –оссию, уверен маркетолог ѕродажный: ближайшие дес€ть лет менеджеры по продажам по-прежнему будут в цене.

— ¬ –оссии мы по-прежнему покупаем не товар или услугу, а человека: заказчик будет общатьс€ с роботом, но периодически будет обращатьс€ к менеджерам или руководител€м — чтобы поболтать или даже успокоитьс€, — говорит эксперт.

«аводы не отказываютс€ от студентов, но предпочитают доучивать их самосто€тельно
«аводы не отказываютс€ от студентов, но предпочитают доучивать их самосто€тельно

ƒело — труба

ќт попул€рных и не пыльных отраслей не отстает и российское производство: заводы сегодн€ делают всЄ, чтобы вытащить на новый уровень престиж рабочей профессии. Ёто видно по инженерным конкурсам (самый раскрученный из них — WorldSkills), где соревнуютс€ ученики колледжей, техникумов и студенты вузов, а также по «»ннопрому» и прочим выставкам, где инновационные станки выставлены в р€д, и любой желающий, в том числе будущий техник или инженер, может узнать, как всЄ работает.

«аводы предлагают человеческий график и соцпакет с тринадцатой зарплатой, медицинским обслуживанием и прочими плюшками. ј если будущий сотрудник недостаточно опытен — обучение. Ќапример, трубный гигант „“ѕ« фактически построил свою систему инженерного и металлургического образовани€ сразу в трЄх городах — „ел€бинске, ѕервоуральске и јльметьевске. ¬ специальных образовательных центрах, укомплектованных станками, 3D-принтерами и тренажерами, упражн€ютс€ ученики техникумов и вузов. ѕосле таких тренировок они станов€тс€ готовыми сотрудниками цехов. 

¬ыпускников и молодых специалистов отправл€ют в программу «—тажеры». Ѕольшинство участников, по словам представителей завода, остаютс€ работать у них.

— — помощью «—тажеров» мы привлекаем талантливую молодежь, способную принимать инновационные технические решени€. ≈е участниками станов€тс€ студенты старших курсов и выпускники ведущих вузов –оссии, прошедшие серьЄзный отбор, — говорит јлександр Ћужбин, директор по персоналу трубно-магистрального дивизиона √руппы „“ѕ«. — ¬ проекте прин€ли участие 200 человек, большинство из них, хорошо зарекомендовав себ€ и раскрыв свой потенциал, остаютс€ работать в компании на позици€х инженеров и менеджеров и реализуют прорывные проекты в металлургической отрасли.

Ќо присматриватьс€ к рабочим професси€м будущие студенты вузов не спешат — об этом говор€т данные летнего опроса ћинистерства просвещени€ –‘, которое проводилось среди абитуриентов. Ќа первом месте — науки общества: это будущие юристы, социологи, психологи и журналисты.

»юльский опрос ћинистерства просвещени€ среди абитуриентов: какую профессию они выбирают?
»юльский опрос ћинистерства просвещени€ среди абитуриентов: какую профессию они выбирают?

ћечты абитуриентов разбивает суха€ статистика порталов по поиску работы: сегодн€ проще устроитьс€ таксистом, чем юристом.

— ¬ сфере «“ранспорт и автобизнес» количество вакансий за последние годы выросло минимум в два раза. Ёто св€зано с по€влением мобильных приложений по вызову такси. Ћюбой, у кого есть автомобиль, может зарегистрироватьс€ водителем и работать в удобное врем€, — объ€сн€ет руководитель отдела брендинга и PR портала «арплата.ру »ван „ирков. — –ынок выходит из финансового кризиса 2014–2015 годов. ¬озвращаютс€ в прежний темп сферы строительства, логистики, начинают работать новые предпри€ти€, открываютс€ точки общепита.

—тране нужны официанты, строители и водители — вакансий на эти должности в избытке
—тране нужны официанты, строители и водители — вакансий на эти должности в избытке

≈сли вы не разработчик и не менеджер по продажам, то на первом же после вуза собеседовании столкнетесь с проблемой отсутстви€ опыта. ƒаже если повезет устроитьс€ на хорошее место, име€ на руках только диплом, зарплата, скорее всего, будет серьезно уступать той, которую вчерашний студент видел в светлых мечтах. –азница между доходом новичков и опытных специалистов особенно заметна в маркетинге, рекламе и PR: по данным «арплаты.ру, кандидату с опытом готовы платить в среднем 44 тыс€чи рублей, тогда как начинающему — 28 тыс€ч. јналогична€ картина в медицине и фармацевтике: 38,5 тыс€чи рублей — официальна€ зарплата опытного специалиста против 31,5 тыс€чи рублей «зеленого». ¬ юриспруденции зарплата сотрудника с опытом — 39,9 тыс€чи рублей, начинающего — 32,5 тыс€чи.

—лово «опыт» соискатель и работодатель могут понимать по-разному: если первый воспринимает его как несколько лет работы по специальности, то дл€ второго это больше компетенции, которым молодого сотрудника не обучат в вузе.

— –аботодателю нужно, чтобы человек умел работать в команде, управл€ть проектами, но этому вузы не учат. ” нас не учат тайм-менеджменту, ведению переговоров и управлению стрессом, именно эти показатели работодатели называют «опытом», — объ€сн€ет HR-эксперт ≈лена ∆уравлева.

 ибермир, который мы заслужили

≈сли миритьс€ с низкой зарплатой молодой специалист не хочет, он может вложитьс€ в свое образование еще раз и пройти курсы повышени€ квалификации или вовсе сменить профессию — в –оссии последние годы открылось много частных школ, которые учат тому, что действительно нужно рынку сейчас и в будущем.

Ёксперты предсказывают дробление профессий в будущем: из одного SMM-менеджера уже сегодн€ получаютс€ три-четыре полноценных профессии
Ёксперты предсказывают дробление профессий в будущем: из одного SMM-менеджера уже сегодн€ получаютс€ три-четыре полноценных профессии

Ёксперты уверены, что в ближайшие годы айтишников и менеджеров потеснит digital: на рекламу в интернете компании уже трат€т солидные деньги, и их интересы только растут. ќднако специалистов, которые будут качественно выполн€ть заказы, в агентствах нет: вузы не учат SMM и веб-дизайнеров, поэтому реб€та, которые хот€т прокачать навыки в этой сфере, либо уезжают за границу, либо трат€т деньги на частную школу.

— ¬ digital-сфере профессии начинаютс€ узко специализироватьс€: еще два года назад было достаточно SMM-менеджера, сегодн€ его задачи выполн€ют сразу трое: копирайтер составл€ет планы и пишет тексты, таргетолог настраивает рекламу в интернете, дизайнер занимаетс€ визуалом. ќдно питерское агентство сейчас ищет менеджера по сториз в Instagram, и уже пон€тно, что если эта професси€ не станет эффективной через какое-то врем€, она трансформируетс€ во что-то другое, — объ€сн€ет генеральный директор SMM-бюро «»шь, ћиш» ћихаил —алашов.

—овершенно другое будущее представл€ют ученые из —колково: в 2015 году они опросили 2,5 тыс€чи российских и зарубежных специалистов и составили «јтлас профессий будущего». “ак, по мнению инноваторов, рынок труда изменитс€ до неузнаваемости уже к 2020 году: менеджеров и бухгалтеров смест€т дизайнеры эмоций и кибертехники умных сред. ƒостанетс€ и айтишникам — их профессии, подобно digital-сфере — будут раздроблены на новые отрасли: по€в€тс€ киберследователи, IT-проповедники, сетевые юристы, которые будут заниматьс€ исключительно защитой человека и его собственности в интернете, а также конструкторы роботов. ¬ыйдут из тени аграрии — тех, кто любит ковыр€тьс€ на гр€дках, будут с гордостью называть сити-фермерами.

ѕоверить в это пока сложно, но некоторые черты профессионального мира будущего уже вырисовываютс€: режиссеры индивидуальных туров, которых в —колково нам обещали к 2020 году, уже подстраиваютс€ под элитную касту туристов и придумывают им сценарии путешествий; сельскохоз€йственных диетологов в чистом виде нет, однако есть тренд на фермерские продукты.

Ћишь бы высшее образование поспевало за этими прогнозами.