—колько проедет электробайк?

ћы поставили электровелосипед в максимально сложные услови€, проехав дистанцию без педалей и с гашеткой, нажатой до отказа. ѕон€тно, что если ехать потихоньку или помогать ему мускульной силой, пробег увеличитс€, но чтобы физические кондиции велосипедиста не вли€ли на результаты, ехали в режиме «конь беспедальный». 

“естовым полигоном стала дорога в городском парке, ровна€, но с уклонами. ƒул сильный ветер, но если предположить, что он был посто€нный, то при езде взад-вперед сильного вли€ни€ на пробег не оказывал. ÷икл движени€ был такой: 2,5 км равномерной езды на полной гашетке, торможение дл€ разворота, снова разгон до максимальной скорости и то же самое в обратном направлении.

1 / 21

¬елосипед нам досталс€, к сожалению, не совсем зар€женным, ибо с утра владелец приехал на работу верхом, покрыв примерно 5 км. Ѕудем считать это гандикапом за то, что € не самый т€желый ездок – 70 кг.

Ёлектрот€га – что весел€щий газ. ѕервое врем€ аж дух перехватывает, потому что на иных участках элекробайк разгон€етс€ до 30 км/час, и если перевести ощущени€ на автомобильную шкалу – это как 120 км/час на кабриолете.

 рейсерска€ скорость по горизонтали составл€ет 25-27 км/час. —оответственно, если под горку раскатилс€ до 30 с лишним, то в обратном направлении будет 23-24 км/час, что тоже недурно. ѕри штурме горок моторчик т€нет прилично: велосипед несетс€, а мозг все равно думает, будто едем вниз.

ѕосле 15 километров индикатор зар€да показал примерно половину запаса, но, что интересно, скорость практически не упала – те же 30 км/час на спуске, 23-24 на подъеме. «абега€ вперед скажу, что эффекта скисани€ батареи € вообще не ощутил, и за 500 метров до кончины зар€да электровелосипед разогналс€ до все тех же 30 км/час. ¬озможно, аккумул€тор просто выключаетс€ при падении напр€жени€ ниже определенного уровн€, таким образом, велосипед не дает ехать на ослабшей батарейке, дабы не гробить ее ресурс.

—колько проедет электробайк?

Ћюди погл€дывают удивленно, особенно когда электровелосипед рысцой атакует горку, а седок едет и позевывает. ѕозади уже 20 км, а самое уставшее мое место – это пальцы правой руки, которые держат отжатым кольцо гашетки. ќна напоминает мотоциклетную, но сделана на половину руко€ти, и это мудрое решение. ѕозже € прокатилс€ на велике с мотоциклетной гашеткой – не всегда удобно. —кажем, притормаживаешь дл€ крутого разворота, выворачиваешь руль и случайно т€нешь гашетку до отказа. ј «низовой» момент у электромотора такой, что можно и на дыбы встать, если речь о компактной модели.

ѕосле 23 км пробега начинает тревожно помаргивать индикатор зар€да, но велосипед едет, и скоростные показатели если и упали, то некритично. Ќаконец во врем€ очередного восхождени€ табло гаснет, и € остаюсь наедине с педал€ми. Ќа счетчике пробега: 25,07 км.

ќстаток пути до финиша одолел на педальном ходу – вот он, плюс электромобил€ на шасси велосипеда.  ак минимум, всегда можно доехать до ближайшего кафе или частного дома, а темп зар€дки позвол€ет за час накопить бонусные 10 электрокилометров.

јндрей ¬инников, проехавшись на педал€х, резюмировал так: «»з всех особенностей велика больше всего поразило, что выгл€дит он массивным, но ехать без электропривода довольно легко – не сложнее, чем на обычном велосипеде такого класса».

—колько проедет электробайк?

Ќаверное, на полной зар€дке мы бы одолели еще километра 2-3, а может и п€ть. “аким образом, в безветренную погоду по хорошей дороге седок моей комплекции проедет за один час 25-30 км, не каса€сь педалей. ѕо меркам российских мегаполисов – это как пробег из центра в удаленный район и обратно, то есть весьма прилично. 

ѕон€тно, что дальность сильно зависит от массы седока, от уклонов и качества покрыти€: так, на лесной тропе сопротивление качению будет больше, чем на асфальте. ¬прочем, можно ведь не ехать на пределе возможностей электромотора.   примеру, мо€ крейсерска€ скорость на педальном ходу составила 12-15 км/час, тогда как на электричестве получалось в два раза быстрее.

’от€ не думаю, что есть смысл покупки такого велика ради езды на чистой электрот€ги – тогда уж лучше скутер. ќн интересен возможностью комбинировать мускульную т€гу с силой литиевых ионов. Ћично мен€ в езде на велосипеде больше всего напр€гают крутые горы или участки с в€зким песком –  вот здесь можно задействовать электрот€гу и немного отдохнуть.

—колько проедет электробайк?

≈ще интереснее так называемый режим ассистента, когда вы крутите педали, а электронный блок управлени€ с помощью датчика в районе главной звездочки определ€ет частоту вращени€ и помогает вам. ћожно забыть про гашетку и просто педалировать, а велосипед сам отрегулирует мощность электромотора. ѕульт управлени€ на левой ручке позвол€ет выбрать три уровн€ помощи: слабый, средний и сильный. ќщущаетс€ это так: начинаешь движение на седьмой передаче, педали кажутс€ очень тугими. Ёлектромотор включаетс€ с небольшим запаздыванием, и по€вл€етс€ эффект поезда метро – под легкий гул велик разносит, точно летишь с горы.

Ётот велосипед сделан в  итае – стране, где феномен электробайка получил неверо€тное распространение: их там на пор€док больше, чем машин во всей –оссии. ѕопул€рность объ€сн€етс€ скорее бедностью населени€ и более м€гким климатом. “ем не менее китайцы достигли больших успехов в разработке и изготовлении доступных электробайков. ѕри регул€рном использовании велосипеда возможность проехать часть пути с помощью электрот€ги – большой плюс.

“ака€ модель стоит около 50 тыс€ч рублей, из которых п€та€ часть цены – аккумул€тор, 6500 рублей – мотор-колесо. Ўасси имеет алюминиевую раму, две подвески, регулировку передних упругих элементов, дисковые тормоза, светодиодную фару и красный фонарь плюс семь передач. Ћюди, разбирающиес€ в велосипедах, рассказали мне, что за такую цену обычный велосипед будет значительно легче (примерно в два раза) и с более совершенной «обвеской», но это вполне естественно: электрооборудование т€нет тыс€ч на 20 рублей и 7-8 кг массы. H-Slim весит 21 кг, тогда как обычный велосипед аналогичной стоимости – 12-13 кг.

јккумул€тор находитс€ в раме, и зар€жать его можно пр€мо на велосипеде или в сн€том состо€нии. ќт кражи фиксируетс€ стопором, дл€ открывани€ которого нужен ключ. ≈мкость батареи – 9 ј*ч при напр€жении 36 ¬, что эквивалентно 0,32 к¬т*ч. Ёто примерно половина энергии, запасаемой в автомобильном аккумул€торе.

—колько проедет электробайк?

ѕолучаетс€, расход у велика – 1 к¬т*ч на 100 км пути, что примерно в дес€ть раз меньше, чем у самого чахлого электромобил€ в режиме «овощ». ƒл€ сравнени€, обычный автомобиль при расходе 10 л/100 км потребл€ет 100 к¬т*ч на 100 км. “о есть, на два пор€дка больше, чем велосипед.

–асходами на зар€дку можно пренебречь, а вот сам аккумул€тор Samsung недешев – 10-12 тыс€ч рублей. ќбещают 1000 циклов зар€да-разр€да, что выгл€дит колоссальной цифрой (условно говор€, 25 тыс€ч км пробега), но в реальности, € думаю, будет как с сотовым телефоном: 2-3 года, и нужно мен€ть. јккумул€тор не любит полной разр€дки, поэтому при длительном простое велосипеда батарее нужно удел€ть внимание.

ћотор-колесо мощностью 350 ватт, естественно, заднее. ¬ принципе, есть и более мощные двигатели, но особенного смысла в погоне за ваттами не вижу. —ам электродвигатель выгл€дит очень компактным и аккуратным, диву даешьс€, до чего дошел прогресс. ¬оды, говор€т, не боитс€.

1 / 13

ѕотом попробовал еще одну модель, субкомпактную (к сожалению, среднеразмерный вариант продали аккурат перед нашим приездом). јккумул€тор здесь даже мощнее – 10 ј*ч при 36 ¬, но за счет меньших колес, думаю, и пробег будет поменьше.

Ќа ходу маленький велик – просто чума. —тарт с места поначалу даже пугает, а на 25 км/час да по узким дворовым проездам едешь с лицом веселого самоубийцы.

—колько проедет электробайк?

“акой минибайк стоит 34 тыс€чи, и годитс€ больше дл€ дворовых покатушек или во€жей в магазин (можно заказать корзину). ќн азартнее, маневреннее, но на дальнобое, скорее всего, сильно уступит «нормальному» электровелику.

— точки зрени€ юзера, особенных минусов у электровелосипедов € не заметил. «абавна€ штука и хороший способ вырватьс€ из офисной рутины даже в будний день. ќсновной скепсис относитс€ к надежности и долговечности, особенно аккумул€торных батарей. —пекулировать на эту тему не буду – не знаю. √аранти€ составл€ет год.

¬ –оссии за велосипедом закрепилась репутаци€ средства досуга или спортивного снар€да. ¬ ≈вропе крупные города напротив развивают велосипедный транспорт. —кажем, в южных странах (‘ранци€, »спани€) действует система простого велопроката: можно вз€ть аппарат в одной точке города, а оставить в другой, заплатив лишь за врем€ пользовани€. ј столица ƒании  опенгаген стремитс€ вообще отказатьс€ от автомобил€ в пользу велосипеда: сегодн€ педальных двухколесников там больше, чем жителей в города! Ќам же, росси€нам, мешает и климат, и особенно отсутствие инфраструктуры.

Ќужен ли вообще электровелосипед? ƒл€ обычного любител€ велопрогулок лучше подойдет обычный же велик: он дешевле, легче, проще. ¬ конце концов, мы садимс€ на велосипед ради физической нагрузки, и электрокостыли ни к чему.  

Ёлектробайк предстает во всей красе, когда востребованы его расширенные возможности.   примеру, если бы € решил семь мес€цев в году ездить на велосипеде, то предпочел бы модель с электрической страховкой от усталости. ≈дешь на работу – меньше потеешь. —лучилс€ сложный день, когда нужно проехать 40 км – снова плюс электровелику. ћожно ездить зимой: за счет электрот€ги сопротивление снега и сл€коти преодолеваетс€ легче, и все вопросы – к правильной экипировке и шинам. “акие велосипеды покупают «лишенцы» и пожилые люди, в общем все, кто использует велосипед именно как транспорт, а не только средство развлечени€.

ƒругие варианты персонального электротранспорта

1 / 8

ќчевидным конкурентом выгл€дит бензиновый скутер, тем более некоторые модели сто€т практически столько же, а проблем с автономностью нет. Ќо у велика свои плюсы: можно хранить дома или в офисе, а ездить по тротуарам (главное, не гнать на все 350 ватт). ¬елик, в конце концов, это еще и экономи€ денег на посещение спортзала.

¬елополитен – закрытый тоннель дл€ велосипедов, проход€щий над или под землей в обход дорог и тротуаров. ¬ том числе он защищает обитателей от мороза и осадков. ќдним из первых идею предложил ѕоль –айкин в журнале «»зобретатель и рационалист» (№11, 1985). ¬от как он обосновал прелесть этого транспорта: «Ќесколько лет назад в Ѕостоне (—Ўј) проходило соревнование: 25 велосипедистов и 25 автомобилистов стартовали на 10 миль на разных маршрутах в городе. ¬елосипедисты победили с крупным счетом – 23 :2».ћожно предположить, что сейчас счет был бы еще разгоромнее.   сожалению, иде€ велополитена пока так и не реализована.

ј еще велосипед – это наш с вами первый личный транспорт. ѕока гон€л на мини-модели по двору, вспомнил времена четвертьвековой давности – весна, подсыхающий асфальт, дым субботников… Ёх, был бы у мен€ в то врем€ такой самокат…

 

Ѕлагодарим компанию «“ехно-байк» за помощь в подготовке материала