RU26
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Ставрополе

Погода+15°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

0 м/c,

729мм 39%
Подробнее
USD 92,59
EUR 100,27
Авто Город Как остановиться, не нарушив

Как остановиться, не нарушив

На форуме увидел рассуждения: «Проехал знак «Остановка запрещена», а дальше – красный сигнал светофора. Остановлюсь на светофоре – нарушу требования знака. Выполню требования знака – проеду на красный! Как быть?» Вопрос более чем странный и энтузиазма отвечать у меня не вызвал. Однако, просмотрев «Первую передачу» по НТВ 25.05.2014 года (смотреть с 18-ой минуты), где господин Травин предлагает не останавливаться на требования регулировщика под знаком «Остановка запрещена», понял, что пришла пора систематизировать данные о типах остановок, упоминаемых в ПДД. Тем более, что этот вопрос напрямую увязывается с понятием «управление автомобилем».

Например: «Я остановился на красном сигнале светофора. Поскольку управления нет, то водителем я уже не являюсь. Потому я имею право достать бутылку водки, выпить, оставить автомобиль как есть и уйти!» Попробуйте без подготовки ответить, в чем подвох?

Итак, по определению в п. 1.2 ПДД «Остановка» – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до пяти минут. «Стоянка» – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более пяти минут.

Вне зависимости от времени остановкой является преднамеренное прекращение движения для посадки или высадки пассажиров, загрузки или разгрузки транспортного средства.

Такое определение не раскрывает весь спектр остановок, упоминаемый в ПДД. А потому скрупулезно прочитаем ПДД и отметим, какие типы остановок в них различаются.

Преднамеренная остановка

Преднамеренная остановка. Слово «намерение» в Русском языке обозначает буквально «желание». «Преднамеренная остановка» – это остановка по вашему желанию. И в п. 1.2 ПДД речь идет именно о такой остановке. Еду – солнце светит, пою – в горле пересохло, захотел – остановился, побежал в ларек за минералкой. Вот это и называется «преднамеренной остановкой»: прекращение движения по желанию водителя.

Следует отдельно сказать о преднамеренной остановке для посадки и высадки пассажиров. Она отличается от простой преднамеренной остановки тем, что разрешается останавливаться на полосе маршрутных транспортных средств, а также на остановках автобусов и троллейбусов, не создавая им помех.

Техническая остановка

Это остановка по требованию регулировщика, ПДД, технических средств организации дорожного движения (знаков, разметки, светофоров и так далее), остановка, согласно должностным обязанностям. В литературе ее называют «технической остановкой» по аналогии с технической остановкой на железной дороге. Например остановка перед перекрестком на красный сигнал светофора, остановка за 10 метров до ближайшего рельса перед железнодорожным переездом для пропуска поезда.

Знак «Остановка запрещена» запрещает только преднамеренную остановку. Если водитель остановился на красный сигнал светофора под знаком «Остановка запрещена», то нарушения требований знака нет (Рисунок №1).

Если под знаком «Остановка запрещена» вас останавливает инспектор, то вы останавливаетесь не по своему желанию, и нарушения требований знака тоже не будет.

Различия между преднамеренной и технической остановками хорошо видно из примера остановки перед пешеходным переходом. ПДД требуют останавливаться непосредственно перед переходом для пропуска пешеходов – п. 14.1 ПДД, тогда как при преднамеренной остановке расстояние до перехода должно быть не менее пяти метров – п. 12.4 ПДД (Рисунок №2).

Пример остановки согласно должностным обязанностям – остановка водителем маршрутного автобуса на остановке. Водитель останавливается не по своему желанию, следовательно знак «Остановка запрещена», который запрещает преднамеренную остановку, на него не распространяется, о чем и сказано в описании знака в Приложении 1 к ПДД (Рисунок №3).

Водителю трамвая остановка на трамвайных путях разрешается, тогда как преднамеренная остановка всем другим водителям на них запрещена – п. 12.4 ПДД.

Другой пример – остановка эвакуатора с включенным желтым или оранжевым проблесковым маячком поперек проезжей части при погрузке поврежденного транспортного средства. Водитель эвакуатора выполняет свою работу на проезжей части, и в такой остановке нарушений требований ПДД нет.

Вынужденная остановка

Вынужденная остановка – прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге. Там, где преднамеренная остановка запрещена, следует включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и по возможности убрать транспортное средство с проезжей части. Если не запрещена, никаких действий не требуется.

Затор

Затор – остановка движения транспортного потока. В определении «препятствия» (п. 1.2 ПДД) указано, что затор препятствием не является. Поэтому такую остановку отнести к вынужденной нельзя. Если бы затор был эквивалентен вынужденной остановке, то водители в заторе обязаны были бы включить аварийную сигнализацию и после каждой остановки бегать и выставлять позади автомобиля знак аварийной остановки.

На перекресток, пересечение проезжих частей, пешеходный переход или железнодорожный переезд въезжать запрещается, если за ними образовался затор, который вынудит водителя остановиться.

Остановка при ДТП

При ДТП, где бы оно ни произошло, следует остановиться, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и выполнить все обязанности, связанные с ДТП. Обязанности при вынужденной остановке и остановке при ДТП разные. Потому путать эти остановки между собой нельзя.

Здесь следует поднять вопрос, а что же такое «управление транспортным средством»? Вопрос очень важный. Согласно Толковому словарю Русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова: «Управлять – пользуясь какими-нибудь приборами, приемами, приводить в движение, направлять ход, движение кого-, чего-нибудь». Но такое определение не дает ответа на вопрос, является ли управлением остановка на светофоре? Если мы еще раз проанализируем все вышесказанное, то увидим, что под управлением следует понимать период между двумя преднамеренными остановками. При движении, а также при остановке на светофоре, в заторе, вынужденной остановке и остановке при ДТП обязанности, возложенные на водителя Правилами, не прекращаются. То есть ни водитель, ни транспортное средство не исключены из дорожного движения, так как сама потребность в перемещении не исчерпана.

Напоминаю, что перемещение людей и грузов – основной признак дорожного движения по определению – п. 1.2 ПДД. Например, вы в субботу утром поехали в магазин. Начало движения со стоянки – начало управления. Остановка на парковке перед магазином – окончание управления.

В заключение еще раз хочется сказать, что слово «остановка» в ПДД встречается очень часто, и определять, о какой именно остановке идет речь и какие обязанности на водителя накладывает та или иная остановка, необходимо из контекста того или иного пункта ПДД.

P.S. Не следует путать управление автомобилем по ПДД и гражданскому законодательству. Не следует путать управление автомобилем с его эксплуатацией. Но это тема отдельного разговора.

В статье использованы материалы и рисунки из «Конспекта лекций по ПДД».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем