ƒокумент «ѕрогноз социально-экономического развити€ –оссийской ‘едерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов» подготовили в ћинистерстве экономического развити€ –‘. ѕравительство страны его одобрило. ќдин из пунктов этого 300-страничного труда посв€щен развитию отечественного автопрома. ¬ частности, сказано, что перспективы есть и довольно-таки неплохие, но при условии, что –осси€ не вступит в ¬“ќ. ¬ противном случае судьба нашей автомобильной промышленности окажетс€ под угрозой гибели.

¬ступление в ¬“ќ повлечет за собой отмену заградительных пошлин. Ќапомним, сейчас в цел€х поддержки отечественного производител€ действуют заградительные таможенные пошлины. Ќо члены ¬“ќ уже сейчас на стадии переговоров требуют их отмены. ј это, в свою очередь, вызовет приток в страну сотен тыс€ч иномарок. Ѕезусловно, при обилии автомобилей по доступным ценам российский потребитель будет выбирать авто импортного производства. “аким образом, российский автопром окажетс€ за бортом. ѕо прогнозам, в худшем случае темпы производственного роста в сфере легковых автомобилей в 2014-м сократ€тс€ сразу на 58% в сравнении с показател€ми 2010-го. ѕроизводство грузовиков же и вовсе может упасть на 98% – то есть практически прекратитьс€.

ќтметим, что переговоры о вступлении –оссии в ¬“ќ ведутс€ с середины 90-х годов. ѕредполагаетс€, что –осси€ должна присоединитьс€ к этой организации в составе “аможенного союза с Ѕеларусью и  азахстаном.

«≈сли –осси€ когда-нибудь и вступит в ¬“ќ (что-то уже создаетс€ впечатление, что это никогда не случитс€), у российского автомобилестроени€, конечно, должны возникнуть большие проблемы. » это логично. Ќо дело в том, что внутренн€€ система правил ¬“ќ не предполагает сколько-нибудь существенных наказаний за нарушение тех или иных пунктов этого договора. ќбычно государства в обход договоренностей ¬“ќ (таможенного законодательства, других нормативных актов) используют другие инструменты дл€ сдерживани€ иностранных конкурентов. Ёто могут быть различные протекционистские меры, внутренн€€ поддержка своих производителей и другие административные ресурсы. Ќаш автопром (в частности јвто¬ј«), благодар€ государству благополучно вышел в прибыль даже в период мирового кризиса. “ак что никакой ¬“ќ ему точно не страшен», – считает директор по исследовани€м маркетингового агентства ABARUS Market Research ¬ера Ќикольска€.

«ƒумаю, что в целесообразности вступлени€ в ¬“ќ уже сомневаютс€ и сами власти. ѕогибнуть јвто¬ј«у никто не даст – его же холили и леле€ли еще с советских времен, чтобы он не загнулс€. Ќе загнетс€ и сейчас», – уверен редактор автомобильного сайта 102.km ¬асилий Ћебедев.

ћежду тем, иностранные эксперты и большинство российских все же считают, что в ближайшее врем€ –осси€ наоборот станет лидером мирового авторынка. —огласно исследовани€м британских экспертов, к 2014 году в –оссии будет 56 миллионов транспортных средств, а уровень автомобилизации составит 400 машин на 1000 жителей. ѕо их расчетам, иностранные производители, имеющие свои заводы в –оссии, уже буквально в 2011 году, удво€т производство. ≈сли в прошлом году было собрано 340 тыс€ч иномарок, то в этом году будет 660 тыс€ч, в 2012 году (не будем загл€дывать пока дальше) объем производства только на зарубежных заводах в –оссии превысит миллион автомобилей. » это не счита€ јвто¬ј«а, √ј«а. Ќа фоне падающих продаж в ≈вропе, к примеру, в »спании или »рландии, перспективы –оссии весьма радужны. ≈динственным конкурентом российскому автопрому эксперты считают китайского автопроизводител€.

ќднако даже при самом благопри€тном сценарии автопрому ничего не светит, считают в ћинэконоразвити€. ¬о-первых, прогнозируетс€, что через три года рост реальных доходов населени€ снизитс€ до 113% по отношению к 2011 году. ¬о-вторых, будет сокращен объем закупок отечественных авто дл€ чиновничьих нужд.

«я думаю, что главный враг нашему, именно российскому, автопрому – это не ¬“ќ. » уж тем более не контроль за госзакупками – это-то уж тут совсем не при чем: где вы видели чиновника, который бы покупал российский автомобиль или даже иномарку российской сборки? √лавна€ закавыка в иностранцах, которые покупают наши заводы. ¬от сейчас на площадках јвто¬ј«а производ€т «–ено» и «Ќиссаны», и «лады». Ќо это ведь недолго будет продолжатьс€. ѕройдет еще немного времени, и јвто¬ј« станет полностью подконтрольным аль€нсу «–ено-Ќиссан». » тогда «лады» производитьс€ уже не будут. ¬едь уже есть перва€ ласточка – продажа »жјвто јвто¬ј«у. јвто¬ј« ведь покупает его не потому, что ему мощностей не хватает, а потому аль€нс «–ено-Ќиссан» на эти площади нацелилс€. » будут скоро в »жевске выпускать сплошные «–ено» и «Ќиссаны». ћне трудно сказать, плохо это или хорошо. Ќо когда все это произойдет, будет обидно, что в наше родное производство вбухано столько денег из бюджета, из наших налогов – и все ради чего? „тобы в конце концов продать этот завод иностранцам?» – рассуждает продавец автомобилей ƒмитрий.

ћежду тем, јвто¬ј« продолжает сообщать о грандиозных планах. “ак, уже к декабрю в дилерских центрах начнут продавать новую «√ранту». ѕомимо «народного автомобил€» ¬олжский завод планирует производить и другие модели. ¬ частности, на дн€х компани€ сообщила о разработке автомобилей с альтернативными энергоустановками. “ак, 14 сент€бр€ на заводе состо€лась конференци€ на эту тему, в которой прин€ли участие менеджмент јвто¬ј«а, руководители федеральных органов исполнительной власти, специалисты заводов-производителей автомобилей и автокомпонентов (—ќЋЋ≈–—,  јћј«, √ј«, Porsche, Bosch, Ќјћ»), представители научно-исследовательских институтов, ¬”«ов. ”частники обсудили вопросы развити€ автомобилей на альтернативном топливе, строительства инфраструктуры, необходимости целевой государственной поддержки.

«Ќужна сильна€ компонентна€ база в –оссии, законодательные инициативы, стимулирующие потребителей к покупке «гибридов» и электромобилей (налоговые льготы, скидки при покупке и т.д.). ќсобенно остро стоит вопрос развити€ инфраструктуры дл€ такого вида транспорта. јвто¬ј« сегодн€ ведет работы в области «гибридов» и электромобилей. —егодн€шние наши разработки создаютс€ с целью накоплени€ технической базы, а также возможности проведени€ реальных испытаний таких машин в услови€х нашей страны», – сообщил вице-президент по техническому развитию ќјќ јвто¬ј« ≈вгений Ўмелев.

¬ насто€щее врем€ на ¬олжском автозаводе проводитс€ цикл испытаний автомобил€ LADA Priora CNG. ќсновным топливом дл€ этой модели €вл€етс€ сжатый природный газ (метан), а бензин используетс€ как резервное горючее.  роме того, јвто¬ј« создал несколько модификаций LADA Antel на топливных элементах.