ћ¬ƒ: ловите нарушителей, а не покемонов

»так, в минувшую п€тницу ћ¬ƒ опубликовало на ‘едеральном портале проектов нормативных правовых актов документ, который в случае прин€ти€ даст возможность сотрудникам полиции привлекать нарушителей ѕƒƒ к ответственности на основе фото и видео, сделанных при помощи специальных мобильных приложений.

 ак было?

“еоретически на основе видео или фото и раньше можно было покарать недобросовестного водител€, но никто это не практиковал. ¬о-первых, нужно было €витьс€ с за€влением и собранным компроматом (или отправить письмом). ¬о-вторых, не весь материал может быть полезным – например, на видео не видно лица водител€-нарушител€, не пон€тно, где именно и когда происходит нарушение (быть может, он уже понес за это наказание). ¬-третьих, сотрудникам полиции во им€ правосуди€ необходимо было разыскать владельца авто, установить, что именно он был за рулем в момент нарушени€, и только после этого можно выписывать протокол. “ут сразу две сложности: искомый автомобилист может не жить по прописке, тогда найти его – задача практически невыполнима€; владелец авто может веско за€вить: ««а рулем был не €». ≈ще один риск – видео может быть смонтировано, подделано, номерные знаки – искажены.

 ак будет?

—егодн€ речь идет о программе дл€ смартфона, котора€ будет прив€зана к аккаунту госуслуг. “аким образом, решаетс€ перва€ проблема: не нужно писать за€вление и оставл€ть свои данные (все уже указано в личном профиле госуслуг), короче – гораздо меньше возни с бумажками.

Ћишних телодвижений не потребуетс€ и дл€ передачи собранного материала в √»Ѕƒƒ: бумажные и электронные письма, а также личные поездки в √осавтоинспекцию будут уже не нужны. — помощью все той же программы, запечатлевшей нарушител€, фото- и видеоматериалы будут отправл€тьс€ непосредственно в ведомство.

ѕодумали создатели приложени€ также о достоверности и защите собранного компромата от подделок.   фото и видео, сн€тым с помощью этой программы, будут автоматически прив€зыватьс€ координаты места, дата и врем€ совершени€ правонарушени€. ј вот возможности внести какие-то изменени€ в контент не будет.

‘иксировать с помощью приложени€ предлагают нарушени€, которые действительно несут угрозу Ѕƒƒ, а именно: проезд на красный, поворот налево или разворот в запрещенном месте, непропуск пешеходов или спецтрансорта, пересечение ж/д переезда в неположенном месте, опасное вождение и прочее.

¬ чем проблемы?

 ажетс€, что все в идее хорошо, но если задуматьс€, всплывают кое-какие сомнени€. ¬о-первых, смартфон в руке у нас далеко не ежеминутно. ј нарушени€, как правило, происход€т внезапно и быстро – как уж тут успеть выхватить гаджет из кармана, разблокировать его, включить приложение и засн€ть подлеца?

—амое очевидное решение – установить телефон на лобовое стекло автомобил€ вместо видеорегистратора. “олько вот долгой съемки аккумул€тор гаджета не выдержит, а значит, придетс€ озаботитьс€ его подключением к источнику питани€.

≈ще одна возможна€ проблема – кадрова€.  то в √»Ѕƒƒ будет отсматривать полученный материал? ƒостаточно ли на сегодн€шний день человеко-ресурсов в ведомстве?

Ќа проблему соблюдени€ ѕƒƒ самим ловцом нарушител€ указал в авторской колонке и автоюрист ёрий ѕанченко.

«“от, кто решит воспользоватьс€ программой, должен досконально знать ѕƒƒ и выполн€ть их с точностью до зап€тых и пробелов, прежде чем бежать и "стучать" на других, – пишет ёрий. – Ќет ничего глупее, чем получить штраф благодар€ собственноручно сделанной видеозаписи».

Ќу и совсем уж очевидно, что водитель, снимающий видео в процессе управлени€ автомобилем, и сам безопасности дорожному движению не добавл€ет.

«аочное лишение прав

≈сть даже более революционное изменение: п€тничный законопроект дает возможность лишать водител€ прав… на основе нарушений, зафиксированных камерами.

—егодн€, если комплекс автоматической фиксации нарушений ѕƒƒ второй раз за год поймает вас с превышением скорости на 60 и более км/ч (ст. 12.9  ојѕ), придетс€ выложить 5000 руб. штрафа. ћ¬ƒ же предлагает такое послабление убрать – гонщиков-рецидивистов будут лишать прав на год, вне зависимости от того, кто его поймал – человек в форме или бездушна€ машина. “о же касаетс€ повторного выезда на встречку (ч. 5 ст. 12.15  ојѕ) и движени€ по встречке на односторонней дороге (ч. 3 ст. 12.16  ојѕ).

«аконопроект в насто€щий момент проходит процедуру общественного обсуждени€, а программное обеспечение, призванное фиксировать нарушителей ѕƒƒ, находитс€ на стадии разработки. ѕодвед€ итог, скажем – мы релиза приложени€ ждем и в свое врем€ об€зательно его протестируем.